Проблемы и решения в других странах
Страница 2

Удельный вес российской текстильной и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции составляет 1,8% (1,2% в доходной части бюджета), в то время как в Турции она равна 20%, в Китае и Италии – более 13%. В Португалии хлопчатобумажных тканей на душу населения выпускается в пять раз больше, чем в России, шерстяных – в 24 раза, обуви в 35 раз.

Россия по-прежнему является великой текстильной державой по производственным мощностям, но использует их неэффективно. Официальная статистика свидетельствует о том, что в производстве шерстяных тканей они задействованы на 17%, трикотажных изделий и обуви на 28%, чулочно-носочных – на 49%, хлопчатобумажных тканей – на 54%.

Доля российских товаров на внутреннем рынке не превышает 25-30%, а с учетом «теневого производства», по оценкам специалистов, – 35-40%, остальные 60% – импорт. Это значительно ниже порогового значения (70% отечественных товаров) для обеспечения экономической безопасности государства. Кроме того, оборонный заказ и мобилизационные потребности в продукции отраслей легкой промышленности обеспечиваются отечественным производством на 17-36%. Не гарантируется стратегическая независимость государства по одному из важнейших направлений, имеющему не только экономическое значение, но и социальную значимость. Поэтому задача стабилизации развития этого блока отраслей может и должна рассматриваться как приоритетная, тем более что имеющая место зависимость от импорта широкого спектра потребительских товаров в геоэкономическом и геополитическом плане существенно ослабляет национальные позиции, сужая степень свободы принятия решений, и ограничивает перспективы социально-экономического развития профильных российских регионов.

В связи с этим принятие решений должно основываться на определении и детализации на составные компоненты целей и направлений их достижения, выявления существующих взаимосвязей между ними, обеспечении определенной логики решения производством, распределением и потреблением продукции легкой промышленности с конкретными средствами ее достижения.

Для определения тенденций и способов решения проблемы, необходимо подвергнуть ее структуризации, заключающейся в формировании комплекса взаимосвязанных подпроблем. Каждая подпроблема решается с помощью частных задач в условиях относительной самостоятельности. В качестве метода структуризации проблем с большим числом или сложным характером взаимосвязей целесообразно использовать построение дерева проблем. Оно представляет собой систематизированную иерархию всех составляющих решения комплексной проблемы.

В процессе построения дерева и по мере перехода на нижние уровни, сформулированная на верхнем уровне проблема детализируется на конкретные (частные) задачи. Схематично дерево решения проблем развития легкой промышленности .

Схема структуры дерева решения проблем развития

легкой промышленности

В соответствии с общими правилами системного анализа дерево решения проблем состоит из четырех уровней. На схеме показаны только два уровня. Содержание ветвей дерева представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Ветви дерева решения проблемы

1. Что необходимо

знать для

совершенствования системы?

2. Что необходимо разработать для совершенствования системы?

3. Что необходимо организовать для совершенствования системы?

1.1. Показатели эффективного функционирования системы

1.2. Общественная потребность в конкретной продукции

1.3. Условия и факторы функционирования системы

1.4. Возможности управления системой (проблемой)

2.1. Функциональное содержание системы

2.2. Программно-методическое обеспечение системы

2.3. Режимы функционирования системы

3.1. Комплексные программы развития системы

3.2. Взаимодействие с другими системами

3.3. Связи системы

Страницы: 1 2 3

Научные концепции ландшафтоведения
Общепризнано, что методологической основой современного ландшафтоведения является геосистемная концепция. Зарождение этой концепции совпадает с зарождением ландшафтоведения. Системная концепция в ландшафтоведении впервые была внесена академиком В.Б. Сочавой. В физической географии геосистемная конц ...

Проблемы воздушного транспорта
В настоящее время гражданская авиация России переживает не лучшие времена. Повышение конкурентоспособности авиакомпаний связано с решением самой актуальной проблемы гражданской авиации – проблемы скорейшего обновления парка воздушных судов. Низкие темпы обновления привели к тому, что в эксплуатации ...

Характеристика металлургических баз России
Металлургические предприятия размещаются по территории страны не равномерно. Группа металлургических предприятий, использующая рудные или топливные ресурсы и обеспечивающая главные потребности хозяйства страны в металле, называется основной металлургической базой. В России имеются 3 действующие мет ...