Изучение репродуктивного поведения
Исследования, основанные на методах опроса мнений, подошли вплотную к тому, чтобы начать изучение психологических аспектов, связанных с рождаемостью. Но следующий шаг за пределы своей профессии исследователи, видимо, не решились сделать. А без этого невозможно было продвинуться в направлении понимания причин малодетности. Например, исследования показывают, что более образованные женщины рожают в среднем меньше детей, чем менее образованные. Однако вполне очевидно, что не само по себе образование является причиной ограничения рождаемости. И если признать, что причина подобного ослабления потребности иметь несколько детей кроется именно в образовании, то так скоро можно дойти до мысли об ограничении права женщин на образование в интересах спасения нации от вымирания.
К середине 1970-х гг. становится ясно, в немалой степени именно в результате исследований, что большинство семей имеет довольно четкое представление о числе детей, которое они хотели бы иметь, и это число вполне конечное и различается в разных социальных группах. Многие исследования, особенно наиболее крупные, проведенные демографами НИИ ЦСУ СССР, показали, что не только фактическое число детей в семьях обратно пропорционально уровню благосостояния, но и желаемое, и ожидаемое (планируемое) в среднем оказывается в обратной пропорции к материальным условиям жизни семей. Эти результаты показали недостаточность корреляционного измерения связи между условиями жизни и числом детей в семье, минуя фактически самого человека, рождающего этих детей, всю совокупность психофизической деятельности человека, связанной с деторождением. Такая деятельность получила наименование репродуктивного поведения.
Репродуктивное поведение -
система действий, отношений и психических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака. [
10]. Основными внешними индикаторами репродуктивных установок служат три основных показателя: среднее идеальное, желаемое и ожидаемое (планируемое) число детей.
Среднее идеальное
число детей характеризует представление респондента о наилучшем числе детей в семье вообще (
в средней семье по стране, в городской семье, сельской, русской и т.п.), но не обязательно в своей
семье. По мнению большинства специалистов, среднее идеальное число детей отражает представления людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных обстоятельствах, жизненных условиях. В одном из первых крупнейших отечественных обследований (1969 г), использовавших метод опроса мнений женщин, вопрос об идеальном числе детей задавался респондентам в следующей редакции: "Как Вы думаете, сколько детей лучше всего вообще иметь в семье?" Впоследствии исследователи дружно отказались от этого вопроса без особых дискуссий на тему о его целесообразности.
Среднее желаемое
число детей рассматривается как показатель, наиболее близко характеризующий индивидуальную потребность в числе детей. Вопрос о желаемом числе детей предполагает выявить личные предпочтения респондентов в отношении числа детей, которое респондент хотел бы иметь в своей семье, если бы ничто не мешало ему (ей) осуществить свое желание. В некоторых отечественных исследованиях этот вопрос звучал так: "Сколько бы вам хотелось иметь детей в семье, если бы для этого были все условия?"
И, наконец, среднее ожидаемое (или планируемое) число детей, которое характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей, с учётом конкретных обстоятельств их жизни. Вопрос об ожидаемом числе детей формулируется обычно таким образом: "Сколько всего детей Вы собираетесь иметь?" Показатель ожидаемого числа детей рассматривается статистиками-демографами как имеющий наибольшее, по сравнению с двумя предыдущими показателями, практическое значение для прогнозирования тенденций рождаемости. Вероятно, поэтому он получил наибольшее предпочтение в исследованиях факторов рождаемости, проводимых ими.