Факторы оказывающие влияние на приведённый ход развития
Страница 1

В Центрально-Черноземном районе, как в одном из наиболее староосвоенных индустриально-аграрных районов России, с высокой плотностью населения и экономической насыщенностью в наиболее интенсивных формах проявляются процессы взаимодействия природно-ресурсных факторов и развивающихся на их основе территориально-хозяйственных комплексов. В этой связи особую актуальность приобрели географические исследования, направленные на поиск наиболее целесообразных путей (с позиций общерайонных интересов) вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов ЦЧР и функционирования его территориально-производственных комплексов. Своеобразие Черноземного Центра как экономико-географического района заключается в том, что в его хозяйственно-отраслевой структуре сильно преобладают, с одной стороны, базисные отрасли тяжелой индустрии, непосредственно связанные с ресурсами земных недр (железорудная - черная металлургия, промышленность строительных материалов - цементная, мелоизвестковая, каменно-щебеночная и т.д.), а с другой - агропромышленный комплекс (АПК), основанный прежде всего на ресурсах черноземных почв. В результате это приводит к острым противоречиям между интересами добывающих отраслей (и связанных с ними) и агропромышленным комплексом района, в особенности на территории ТПК КМА. В этой связи крайне необходима выработка наиболее оптимальных согласованных решений в долгосрочной концепции развития ведущих межотраслевых комплексов Черноземного Центра. Эти проблемы должны оказаться в центре внимания комплексных геоэкологических и экономико-географических исследований также и в связи с перспективами освоения значительных платиноидо-медно-никелевых месторождений на юге Черноземного Центра, особенно в пределах юго-восточной части Воронежской области. Поэтому встает задача выработки концепции создания совершенно новой для ЦЧР отрасли хозяйства по добыче и первичной переработке руд цветных металлов. Необходима проработка всех возможных вариантов наиболее целесообразного включения этой новой отрасли промышленности в территориально-хозяйственную структуру района с приоритетным учетом экологического фактора.

Центрально-Черноземный район занимает очень выгодное транспортно-географическое положение, и владеет развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он значительно превосходит средние характеристики по России. Главные виды транспорта - железнодорожный и авто; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды. Через рай он проходят огромные потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос сгусток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (стальная руда, темные сплавы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техно оснащенность транспорта слабая, нужно улучшение взаимодействия разных видов транспорта в регионе.

Центрально-Черноземный район имеет развитые экономические связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся стальная руда, минерально-строительные материалы, темные сплавы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических, и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в огромных размерах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, темные сплавы и т.д.

В условиях формирования рыночных отношений и экономического кризиса, основными причинами которого явились исчерпание возможностей старой планово-распределительной системы и распад СССР, экономика ЦЧЭР, по сравнению с другими регионами, оказалась более стабильной, так как базируется в основном на собственных ресурсах, и разрыв межрегиональных связей не имел для нее столь негативных последствий. Наибольшее падение производства отмечено в электроэнергетике, легкой и пищевой индустриях. Структурная перестройка в регионе предугадывает увеличение производства продуктов народного потребления, развитие инфраструктуры. В производстве средств производства приоритетными являются отрасли, производящие продукцию для АПК, легкой индустрии, приборостроение, усиливается экспортная ориентация темной металлургии. Одним из главных направлений дальнейшего развития ЦЧЭР является создание, высокотоварного и многопрофильного сельского, хозяйства и связанных с ним перерабатывающих производств. Нужно существенное укрепление материально-технической базы сельского хозяйства региона, его индустриализация на отменно новом уровне, формирование сети перерабатывающих производств, оснащенных современным оборудованием и новыми технологиями. Больших инвестиций потребуют и социальная, и производственная инфраструктуры АПК. В перспективе АПК Центрального Черноземья обязан стать наряду с темной металлургией основной отраслью специализации региона.

Страницы: 1 2

Почвы
С. А. присуще большое разнообразие почв - от полярных до тропических, с преимущественным распространением типов, формирующихся в результате процессов бореального и субтропического почвообразования. В сев. части материка контуры однотипных почв вытянуты в виде зон в субширотном направлении, Для сев. ...

Ветер и волны
Ветер на Байкале дует почти всегда. Известно более тридцати местных названий ветров. Это вовсе не означает, что на Байкале существует такое количество разных ветров, просто многие из них имеют несколько названий. Особенность байкальских ветров в том, что они почти все, почти всегда дуют вдоль берег ...

Экономический потенциал
Объем ВРП в 2000 - 2003 гг. отраслевая структура врп Доля Краснодарского края в общероссийском объеме валового регионального продукта в 2002 году составляла 2,46%. В 2003 году объем ВРП края составил, по оценке, 278 млрд. руб., что в действующих ценах на 18,6% выше, чем в 2002 г. Динамика ВРП в 200 ...