Факторная оценкаСтраница 1
В экономической теории рассматриваются традиционные факторы и новые.
Традиционные:
1. природные ресурсы
2. человеческий капитал
3. технологический капитал
4. финансовый капитал
Новые:
1. инфраструктура
2. институты
3. информация
4. инновация
Необходимо оценить каждый фактор по пятибалльной шкале, где:
0 – отсутствие фактора
1 – фактор имеет локальной значение, его достаточно для развития только в данной части
2 – фактор имеет региональное значение
3 – фактора хватает для национальной экономики
4 – фактора достаточно для континентальной экономики
5 – для глобальной экономики
Для того чтобы иметь представления о том, что из себя представляет Башкортостан как регион России, будем оценивать показатели и по России в целом.
Республика Башкортостан |
Россия | |
Природные ресурсы |
3-4 |
5 |
Человеческий капитал |
3-4 |
2 |
Технологический капитал |
3 |
2 |
Финансовый капитал |
3 |
4 |
Итого баллов: |
12-14 |
13 |
Инфраструктура |
3 |
2 |
Институты |
2 |
1-2 |
Информация |
2 |
3 |
Инновации |
3 |
3 |
Итого баллов: |
10 |
9-10 |
Башкортостан во многом уникален по своим природным запасам. Природа щедро наградила республику реками и озерами, полезными ископаемыми, целебными источниками. Республика очень богата природными ресурсами. Федеральное значение имеют: нефть, медь, цинк, золото, серебро, железные руды, каменная соль. Так образом, оценим природные ресурсы в 3-4 балла.
Человеческий капитал оценим в 3-4 балла. Хорошая обеспеченность трудовыми ресурсами служит одним из факторов, благоприятствующих развитию многоотраслевого хозяйства. В регионе достаточно квалифицированной рабочей силы. Система образования в Республике Башкортостан является одной из крупнейших в Российской Федерации по количеству образовательных учреждений и обучающихся в них. Развитие образовательной системы является приоритетом социальной политики. Башкортостан традиционно входит в первую десятку регионов России по индексам образования и развития человеческого потенциала. Он — в числе передовых регионов также по количеству гимназий и обучающихся в них, численности учащихся профессионально-технических училищ и лицеев, студентов средних специальных учебных заведений. В настоящее время республиканская система образования включает в себя более 5400 разнопрофильных образовательных учреждений. Высшие учебные заведения имеют связи с ведущими университетами ведущих зарубежных стран.
Технологический капитал оценим в 3 балла. Подавляющее большинство производств осуществляется с помощью различных технологий. Более того, постоянно разрабатываются и внедряются новые технологии.