Факторы размещения различных типов металлургических предприятий. Метод
весового локационного треугольника В. ЛаунхардаСтраница 4
Уровень использования достижений научно-технического прогресса в отрасли также оценивается по доле непрерывной разливки стали в структуре продукции. Накануне кризиса 1998 г. эта доля составляла лишь 28%, а в 2000 году достигла 50%.
В ХХI в. развитие идет по пути создания компактных мобильных экологически чистых и мало капитало- и материалоемких, но насыщенных современной компьютерной техникой предприятий средней производительностью 1-2 млн т. Схемы могут быть различны: «доменная печь - конвертер, электропечь», мини-заводы с прямым восстановлением железа в твердом виде в шахтных печах. Возрастает значение внепечной обработки сталей.
В 1882 г.была опубликована работа В.Лаунхардта – метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции.
Решающим фактором размещения производства являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового(или локационного) треугольника.
Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны пункт добычи железной руды – точка А, пункт добычи угля – точка В и пункт потребления металла – точка С. Транспортный тариф равен t (на 1 т.км.). Расход руды на выплавку 1 т. металла равен а, расход угля – b . Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): AC=S1;BC=S2;AB=S3. Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть в принципе каждая из трех точек размещения источников руды и угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты ,связанные с перевозкой всех необходимых грузов для потребления 1 т металла будут равны:
(bS3+S1)t – при размещении завода в точке А;
(aS3+S2)t – в точке B;
(aS1+bS2)t – в точке С.
Наилучший пункт размещения это тот ,в котором транспортные заказы минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.
Расстояния от внутренней точки М до вершин треугольника составляют АМ=r1, ВМ=r2,СМ=r3. Тогда транспортные издержки при размещении металлургического завода в точке М будут равны
Т=(ar1+br2+r3)t.
Выполнение требования Т→min дает точку оптимального месторасположения предприятия.
Весовой треугольник В. Лаунхардта – одна из первых в экономической науке физических моделей, используемых для решения теоретических и практических задач.