Машиностроительный комплекс Российской ФедерацииСтраница 1
Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.
На долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов.
Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных вид од продукции.
В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
Долгое время машиностроение развивалось темпами, опережавшими развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс и, в первую очередь, станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислительной техники.
Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.
Так, был начат серийный выпуск новых гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производства, переднеприводного микролитражного легкового автомобиля. Среди созданных образцов новых типов машин, приборов, средств автоматизации значительная часть продукции отвечает техническим требованиям, уровню лучших отечественных и зарубежных образцов, а некоторые из них даже превосходят этот уровень.
Однако несмотря на положительные тенденции в развитии машиностроения, его научно-техническая и производственная база не соответствует требованиям интенсификации общественного производства. Велика доля оборудования, эксплуатирующегося десять, пятнадцать и более лет, в то время как сменяемость оборудования на предприятиях Японии составляет 6- 8 лет, а в европейских государствах - 10-12 лет. Поэтому для технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства республики и ускорения социально-экономического развития необходима широкая реконструкция предприятий машиностроительного комплекса.
Распад СССР как единого государства и образование независимых государств способствовали углублению спада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придало большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи по поставкам конечной и комплектующей продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущие машиностроительному комплексу Советского Союза, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как самого Машиностроения, так и всего народного хозяйства. Особое место в этих связях занимает Украина.
С 1991 г. нарастала тенденция сокращения межрегионального обмена продукцией производственно-технического назначения. Нарушение вертикальных и отсутствие устойчивых горизонтальных связей способствовали снижению производства продукции базовых отраслей и в первую очередь машиностроения.
Кризисные процессы в машиностроении усугублялись высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий машиностроения каждое выпускает свыше 75% определенного вида продукции, т.е. является его монопольным производителем.
Конец 1980-х и особенно начало 1990-х годов сопровождались и распадом внешнеэкономических связей в области торговли машинами и оборудованием, которые складывались в течение нескольких десятилетий и способствовали определенному балансу в обеспеченности потребностей отраслей хозяйственного комплекса России современной техникой.
Структурная перестройка, происходящая в машиностроительном комплексе, позволила наладить производство 4000 наименований новых изделий. Однако структурные изменения происходят медленно не только из-за слабой адаптации машиностроительных предприятий к работе в новых экономических условиях, но и из-за отсутствия у предприятий оборотных средств.