Экономическое развитие Красноярска после Великой Отечественной войныСтраница 1
Для послевоенного общества, переходившего от военного состояния к мирному, характерна большая мобильность населения. Миграционные потоки распределялись по двум направлениям: с запада на восток (демобилизация и репатриация) и с востока на запад (реэвакуация). Если в 1942 г. численность красноярцев составляла 300 тыс. человек (по сравнению с 1939 г. на 60% больше), то к началу 4-й пятилетки население города увеличилось на 25%.[1]
В Красноярске проводилась перерегистрация эвакуированных по районам с целью уточнения их количества и привлечения к работе. Однако точных данных до 1949 г. по численности населения Красноярска нет. Не было переписи, не все прибывшие имели регистрацию, временно проживали демобилизованные, которые следовали к месту жительства своих семей. Вряд ли учитывались пленные и спецпереселенцы. Они могли числиться в лагерях, существовавших на территории Красноярского края, а работать на предприятиях города.
С окончанием военных действий стремление к возвращению в родные места стало массовым, но не всегда выполнимым, и это приводило к самовольной реэвакуации. К началу 1951 г. население города сократилось до 287 тыс. человек; к 1956 г. - выросло до 328 тыс., в 1959 г. составило 412 тыс.[2]
Экономическая ситуация продолжала оставаться тяжелой, и в конце сороковых - начале пятидесятых годов наметился глубокий кризис, который генетически был связан с общим кризисом сталинской модели социализма.
Богатейшая сырьевая база Сибири и ускоренные темпы индустриализации в годы Великой Отечественной войны способствовали созданию здесь новых отраслей промышленности, таких, как тяжелое машиностроение, черная и цветная металлургия, радиотехника, и многих других. красноярск промышленный социальный культурный
В послевоенный период первоочередными задачами являлись укрепление и расширение эвакуированных в годы войны промышленных предприятий, перевод их на выпуск мирной продукции, создание мошной индустриальной базы. Трудности выполнения этих задач заключались в том, что из 22 красноярских предприятий союзного подчинения 9 выпускали продукцию военного назначения, а на 13 заводах выпуск вооружения и боеприпасов для фронта составлял 50-60% от всего производства. Переход от военной экономики к мирной, реэвакуация оборудования и рабочей силы осуществлялись в плановом порядке. На всех предприятиях был введен нормальный режим труда, возвращены выходные дни и отпуска, отменены сверхурочные.
В условиях нарастания "холодной войны" приоритетной задачей стало дальнейшее развитие тяжелой промышленности, составлявшей основу оборонной мощи страны. Машиностроительные заводы Красноярска получили государственное задание - в кратчайшие сроки наладить выпуск машин и механизмов гражданского профиля. В годы четвертой пятилетки значительно возросли мощности "Сибтяжмаша". Завод приступил к строительству паровозов, выпускал газогенераторы для автомашин, тракторов, электропилы, позже - бульдозерные, а затем и трелевочные установки. В мае 1947 г. впервые в СССР красноярские паровозостроители изготовили цельносварной котел для паровоза СО. К концу пятилетки станочный парк предприятия насчитывал 620 единиц. Главный конструктор ПВРЗ Н. Г. Попов сконструировал первую в стране снегоочистительную систему "Таран". Одновременно осуществлялся перевод станков на скоростные режимы. Успешный эксперимент по скоростному фрезерованию увеличил производительность труда в 10 раз[3].
В первые послевоенные годы получила широкое развитие химическая промышленность. Вслед за химкомбинатом "Енисей" в строй вступил биохимический завод, который обеспечил все смежные отрасли гидролизным спиртом. В 1948 г. на завод пришел новый директор В. И. Карпенко, который взялся за техническую реконструкцию предприятия, значительно расширил производство. Благодаря совместным усилиям красноярцев и ленинградских рабочих была запущена фурфуроловая установка. Стал стабильно работать дрожжевой цех.