Отрасли развития КНРСтраница 2
Земледельческие районы расположены в восточной части страны. Это «желтый Китай» с преобладанием пшеницы, гаоляна, кукурузы и «зеленый Китай», специализацию которого определяют посевы риса; здесь же находятся чайные плантации.
Рис, возделываемый в бассейне Янцзы, в дельте Сицзяна, - главный хлеб населения. Известны тысячи сортов риса с разными вкусовыми качествами. Рисовая солома идет на корм скоту и птице, используется для изготовления бумаги, шляп, циновок, сумок, веревок. На залитых водой рисовых полях разводят рыбу.
Чай, возделываемый в холмистых районах Приморья, также традиционная для страны культура. Китай - родина чая, и до конца XIX в. он был единственным его крупным поставщиком в мире. И теперь по экспорту зеленого чая он является монополистом. Китайские крестьяне вывели десятки сортов чая.
На северо-западе, в «сухом Китае», населенном главным образом некитайскими народностями (монголами, узбеками, уйгурами и др.), преобладающий тип хозяйства - экстенсивное кочевое или полукочевое скотоводство с немногочисленными вкраплениями очагов оседлого земледелия. А на юго-западе, в «холодном Китае» (Тибет), сельское хозяйство вообще слабо развито.
Характерная черта китайского села - развитие кооперативной «сельской» промышленности, в которой занято 140 млн. человек; она дает возможность занять свободные рабочие руки. Широкое развитие получила также аквакультура. Китаю принадлежит первое место в мире по разведению рыбы, морских моллюсков и водорослей. Вообще жизнь китайцев с самых древних времен связана с морем. «Тружеников моря» в стране - многие миллионы.
В такой огромной по площади и населению стране, как Китай, роль транспорта особенно велика. В стране получили развитие все виды сухопутного и водного транспорта, а также воздушный. Однако, на железных дорогах еще преобладает паровозная тяга, невысок уровень автомобилизации, и большая часть китайцев пользуется велосипедами. Транспортная обеспеченность восточных провинций страны гораздо выше, чем центральных и западных. Поэтому создание современной транспортной инфраструктуры остается для Китая важнейшей задачей.
В период реформ значительно выросло значение внешнеэкономических связей Китая, увеличилась открытость его экономики. Китай экспортирует в основном готовую одежду, изделия текстильной промышленности и бытовой электроники, другие товары широкого потребления, но также топливо и сырье. В импорте преобладают готовые изделия, особенно машины и оборудование. Главные торговые партнеры Китая Япония и США. Из этих же стран направляются в КНР прямые инвестиции. Товарооборот с Россией еще недавно отставал от возможностей обеих стран, но к 2010 г. его намечено увеличить до 60-80 млрд. долл. В 2002 Китай был принят во Всемирную торговую организацию (ВТО). [1]
В настоящее время примерно 80% компаний-поставщиков сети американских супермаркетов Wal-Mart являются китайскими. В середине 1990-х гг. только 6% продукции поставлялось в США из-за рубежа. Можно подумать, что Китай - нечто вроде большого цеха для американских и японских, транснационaльныx компаний, однако это не так. Приведем примеры - приобретение в 2005 г. китайской компьютерной фирмой Lenovo отделения фирмы IBM и известной марки ноyтбуков Think Pad.
Производство автомобилей в Китае возросло с 320 тыс. в 1995 г. до 2,6 млн. в 2005 г. Ожидается, что к 2015 г. страна по этому показателю выйдет на первое меcто в мире, oбогнaв США и Японию, кoтopые сегодня производят по 8 млн. автомобилей в год. Несмотря на то, что большая часть выпyска автомобилей приходится на зaвoды Volkswagen, Genera1 Motors и другие ТНК, появился ряд местныx конкурирующих фирм. [2]