Административно-территориальное устройство
Страница 1

Политико-географическое (геополитическое) устройство страны — это его государственно-территориальная структура, в т. ч. деление на административно-территориальные единицы с учетом их статуса и связей между ними. Конечно, границы между территориальными частями государства не играют такой барьерной роли, как государственные границы. Каждая государственно-территориальная или территориально-административная единица имеет свой главный центр или и столицу.

Исторически сложились два главных вида геополитического устройства государств. Это унитарный и федеральный. Выделяют, правда, третий, переходный между ними вид устройства — региональный.

В мире самыми распространенными являются унитарные государства — более девяноста процентов всех стран. К ним принадлежит и Украина.

Историко-географические особенности формирования современного геополитического устройства Украины.

Современная Украина унаследовала опыт украинских государств, которые возникли после февральской революции в России в 1917 г. и распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Поэтому процесс формирования ее теперешнего геополитического устройства следует рассматривать начиная со времен существования этих государств — Украинской Народной Республики, Западно-украинской Народной Республики, УССР.

По закону о территориально-административном делении от 2 марта 1918 p., установлено деление УHP по территории (в царской России на территории Украины было девять губерний). Каждая территория по площади территории была чем-то средним между прежней царской губернией и уездом ("уездом") и охватывала в среднем 3-4 уезда. Новые единицы — территории — состояли из волостей, а эти в свою очередь, из общин. Конституция УHP, принятая 29 апреля 1918 г., закрепила эту административно-территориальную структуру. Было выделено тридцать земель. Уже перечень их названий свидетельствует об учете исторически-географического принципа: Киев с околицами , Древлянская, Болоховская, Азовская, Половецкая земли, Волынь, Погоренье, Поросье, Черкассы, Побужье, Подолье, Брацлавщина, Приднистровье, Поморье, Одесса, Низ, Сечь, Запорожье, Новое Запорожье, Донбасс, Подонье, Сивершина, Черниговщина, Переяславщина, Посеймье, Посулье, Полтавщина, Самара, Слобожанщина и Харьков. При выделении земель учитывались также экономический и национально-культурный принципы.

В частности, был принят закон о национально – персональной автономии, согласно с которым национальные меньшинства имели право объединяться в национальные союзы и выбирать высшие органы — национальные собрания и национальные советы как законодательные и исполнительные органы. Персонально - национальную автономию получили россияне, поляки и евреи. Другие нацменьшинства могли получить такую автономию при условии, что общее количество их населения превышает 10000 человек. Предусматривалось создание волостей и общин везде, где преобладали этнические меньшинства.

Но в связи со сложностью военно-политической обстановки этот проект не удалось реализовать.

После переворота гетмана Павла Скоропадского (29 апреля 1918 г.) было провозглашено Украинское государство. В нем был возобновлено старое дореволюционное территориально-административное устройство — деление Украины на губернии и уезды. Киев, Одесса и Николаев было выделены в самостоятельные административные "градоначальства". Предусматривался вход в состав Украины Крыма (на правах автономии) и Кубани (на основах федерализма).

В Западно-украинской Народной Республике было сохранено старое австрийское деление на уезды. Государственные комиссары, назначенные правительством ЗУНР, имели широкие полномочия в административных и финансовых делах. Одновременно республику было разделено на три военные области — Львовскую, Тернопольскую и Станиславскую, а каждую из них — на четыре округа.

Страницы: 1 2 3 4 5

Машиностроение и металлообработка
Доля отрасли в объеме промышленного производства составляет 10,3%. Свыше 100 предприятий выпускают широкую номенклатуру машиностроительной продукции: металлорежущие и деревообрабатывающие станки, приборы и средства автоматизации, сельскохозяйственные машины, электродвигатели, компрессоры, насосы, х ...

Характеристика железнодорожного транспорта России
Железная дорога – транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений (подвижной состав, станции, устройства автоматики и телемеханики, диспетчерская централизация и т.п.) для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты в специализированных вагонах, перемещаемых локомотивами по р ...

Современное состояние и размещение промышленности области(1995- 2005 гг.).
Пищевыми и перерабатывающими предприятиямиУльяновской области за 2004 год было произведено продукции на сумму 7581,6 млн. руб ., что составило 101,5 % к уровню 2003 года. Производство продукции в мукомольно-крупяной отрасли составило 189,4 млн. рублей (53,2 % к уровню 2003 года). По итогам работы п ...