Отраслевая и территориальная структура
машиностроительного комплексаСтраница 1
Машиностроение — наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии. Ее продукция воплощает в себе все возможные для практического применения достижения НТР. Основная задача машиностроения — обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии — производит дорогостоящее вооружение для обороны своей страны.
Особенность современного машиностроения — исключительно высокая экспортность его продукции. Это обусловлено очень широким ее ассортиментом по сравнению с любой другой отраслью индустрии (более 3 млн. видов индивидуальных изделий выпускает машиностроение мира). Ни одна страна мира не может вырабатывать такое разнообразие изделий, прежде всего по экономическим причинам, что в свою очередь, предопределило глубокую специализацию машиностроительньного комплекса не только по конечной, но и по комплектующей продукции.
Отраслевая структура машиностроения
Так как машиностроение – это многоотраслевой комплекс, принято выделять 4 основных группы отраслей по функциональному назначению выпускаемой продукции (тяжелое машиностроение, среднее машиностроение, общее машиностроение и электротехническое машиностроение).
Итак, первой группой отраслей является тяжелое машиностроение –
оно включает в себя производство металлургического, горно-добывающего оборудования, и энергетических блоков (котлы, реакторы). Круг стран в которых развито тяжелое машиностроение очень ограничен. Пожалуй, все отрасли тяжелого машиностроения представлены только в 4 странах – США, Японии, Германии и России. В меньшей степени продукция тяжелого машиностроения характерна для Великобритании и Украины. Все остальные страны производят ограниченный набор изделий тяжелого машиностроения, которые имеют спрос на мировом рынке. К странам лидирующим по производству продукции тяжелого машиностроение стал подтягиваться Китай, но пока это отрасль китайской экономики ни по количеству ни по качеству продукции не может удовлетворить даже внутренний спрос не говоря уже об экспорте.
Общее машиностроение
характеризуется изготовлением или сборкой относительно простых, но довольно крупных по размерам изделий. В эту группу отраслей входит транспортное машиностроение (без автомобилестроения) и сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).
Судостроение
— старейшая отрасль современного транспортного машиностроения, но в настоящее время оттеснена на второй план утратив свое былое значение в производстве транспортных средств Это обусловлено малой экономической эффективностью судостроения. Оно весьма материалоемко, трудоемко, процесс строитель крупных судов длителен (до года), стоимость же их сравнительно велика. Ремонт и разделка отслуживших свой срок судов трудоемки и дорогостоящи. Поэтому в ряде стран (в том числе и в России) образовались «кладбища кораблей», которые представляют определенную угрозу для окружающей среды. В силу этих причин большинство стран Западной Европы и Северной Америки, которые ранее занимали ведущее положение в судостроение резко сократили производство судов.
Во всем мире изменилась и структура продукции судостроения: практически прекратилось строительство пассажирских судов-лайнеров, а возросла доля доля специализированных судов. Недавнее завершение строительства и спуск на воду гигантского трансатлантического лайнера «Квин Мэри 2» - это единственное исключение из общей тенденции. Дешевле и удобнее стало пользоваться авиатранспортом.
Среди специальных судов наибольшую долю составляют танкеры. На танкеры приходится до половины тоннажа новых судов. В последние десятилетия возросло число строящихся судов-контейнеровозов для перевозок многих видов готовой продукции. Большое значение имеют рыбоконсервные плавучие базы, научно-исследовательские суда, ледоколы для ряда стран, и др. Сокращается доля судов для перевозок массовых грузов (углевозы, рудовозы и др.).