Территориальная организация новейших отраслей
промышленностиСтраница 3
Специализация ряда фирм на определенных классах и типах компьютеров отражает их борьбу за рынки сбыта. Так, в США узкоспециализированы на производстве суперкомпьютеров фирмы «Крей» и «Контрол Дэйта», в Японии — «НЭК», «Хитачи», «Фудзицу»; персональные компьютеры — «Компак», «ИБМ» и «Эппл» выпускают в США. Конкуренция и рыночная конъюнктура вынудила даже «ИБМ» выпускать наряду с суперкомпьютерами и персональные. Рынок заставляет многие фирмы искать свои экономические ниши, часто менять ассортимент компьютеров, разрабатывать все новые типы и модели аппаратуры.
Компьютеры выпускают более тысячи фирм мира, однако подавляющую их часть дают 20-25 крупнейших. В производстве компьютеров самая высокая во всей электронной промышленности концентрация капиталов, научного потенциала и производственных фондов. В ряде государств компьютерные фирмы имеют широкую правительственную поддержку (например, в США получают огромные и выгодные военные заказы, торговая политика Японии особо учитывает их экспортные интересы, в СССР почти все компьютеры изготавливались на привилегированных предприятиях военно-промышленного комплекса). За рубежом все это способствовало формированию мощных ТНК, контролирующих международный компьютерный рынок. Среди них абсолютный лидер — »ИБМ», на долю которой приходится свыше половины мировой компьютерной продукции, это одна из ведущих фирм США. Вторая в мире по величине продаж компьютеров японская «Фудзицу» дает продукции по стоимости почти в 5 раз меньше.
Ведущие компьютерные ТНК возникли в развитых государствах с наилучшими экономическими и научно-техническими предпосылками для выпуска этой сложной продукции. Из 20 крупнейших компьютерных фирм мира более половины находятся в США. Велика также роль японских ТНК, ряд которых входит в первую десятку, самые большие западноевропейские фирмы располагаются лишь во втором десятке (например, «Филипс» занимает только 12-е место). Деятельность компьютерных фирм вышла далеко за пределы национальных границ. Их представительства, дочерние фирмы и филиалы созданы в десятках развитых и развивающихся государств. Наиболее широкую их сеть организовали США и Япония в странах Западной Европы и Азии. В последние годы ТНК проникли в государства Восточной Европы, в том числе в Россию, участвуя в совместных предприятиях.
Однако сохраняются заметные различия в качестве продукции, изготавливаемой в отдельных группах стран. Компьютеры США, Японии, Западной Европы ориентированы на уровень требовательного рынка и отличаются самым высоким качеством. Эта продукция тщательно контролируется, характеризуется своей энергоэкономичностью и экологичностью («зеленые компьютеры»). Их определяют как компьютеры так называемой белой сборки. В ряде же новых индустриальных стран многие местные фирмы (кроме входящих в ТНК) собирают компьютеры по *отверточной технологии* из импортных комплектующих, с малой долей собственных деталей не самого высокого качества. Они отличаются меньшей надежностью, худшими технико-экономическими параметрами и предназначены для менее состоятельного и менее требовательного покупателя. Эти компьютеры относят к изделиям желтой сборки. Продукцию заводов Восточной Европы со всеми ее преимуществами и недостатками именовали «красной сборкой».
География компьютерной промышленности мира определяется деятельностью ведущих фирм в своей стране и за рубежом. Высокий уровень финансовой, научно-технической и организационной концентрации производства компьютеров в крупнейших ТНК предопределил столь же высокий уровень концентрации их выпуска. Он сложился в сравнительно немногих странах и регионах мира. Особенно выделяются США, компьютерная продукция которых в отдельные годы составляла от 40 до 60% мировой. Доля Японии, Западной Европы, стран Юго-Восточной Азии не превышает 10—15% (каждой из них). Наиболее существенные различия между странами — в ассортименте продукции, ее качестве, скорости обновления моделей.
Активные электронные компоненты — главные комплектующие изделия для подавляющего большинства видов продукции электронной промышленности. Стоимость их производства в мире за 1958-2000 гг. увеличилась с 340 млн до 146 млрд долл. К активным компонентам относятся все полупроводниковые элементы. Ассортиментактивных компонентов быстро расширяется за счет освоения новых, все более сложных и специализированных видов и типов, предназначенных для самых разнообразных конечных изделий электронной промышленности. Первый образец заводского транзистора появился в 1948 г., а уже спустя десятилетие их ежегодное мировое производство превысило 1 млрд шт. Изготовление первых интегральных схем началось только в 60-е гг. (около 50 млрд шт. в конце 90-х гг.). Их доля в общем выпуске активных компонентов непрерывно росла, что коренным образом изменило всю структуру. На интегральные схемы приходится 4/5 стоимости полупроводников в мире.