Тенденции изменения в долях городского и сельского населенияСтраница 2
Темпы концентрации населения России в крупных и крупнейших городах, и прежде всего в городах-миллионерах, резко возросли в послевоенный период. Если, по переписи населения 1959 г., в стране имелось всего два города-миллионера, то к середине 90-х гг. их стало 12, и каждый четвертый горожанин России сегодня проживает в городе-миллионере.
Социально-экономический кризис 90-х гг. существенно затормозил процесс роста крупнейших городов, однако большинство урбанистов сходится во мнении о том, что это временное явление, и по мере стабилизации и возрождения отечественного хозяйства крупнейшие города страны получат новый мощный стимул дальнейшего развития.
По доле городского населения (73%) Россия середины 90-х гг. XX столетия лишь немного отстает от развитых в экономическом отношении стран, заметно опережая все государства нового зарубежья и большинство развивающихся стран.
Но по степени концентрации городского населения в крупных и крупнейших городах Россия отстает не только от развитых стран, но и от многих развивающихся государств. Так, если в городах людностью более 100 тыс, человек в середине 90-х гг. в России проживало около 62% ее горожан, что близко к среднемировым показателям, то в городах-миллионерах — лишь 1/4 городского населения, тогда как в среднем для всей нашей планеты этот показатель уже превысил 50%.
По доле населения, проживающего в городских агломерациях, отставание России незначительно. Причем при сравнении различных стран по этому показателю следует учитывать, что его величина зависит не только от уровня экономического развития, но и от плотности населения. Высокая плотность населения серьезно повышает и густоту городских поселений, нередко способствуя территориальному слиянию расположенных близко друг от друга городов. Последнее обстоятельство является одной из главных причин отсутствия в России с ее исключительно низкой плотностью населения мегалополисов — обширных урбанизированных пространств, представляющих собой слившиеся друг с другом городские агломерации2.
Немаловажное значение для определения уровня урбанизации имеет и распространение городского образа жизни на сельскую местность, в первую очередь зависящее от доступности для жителей села ближайших городских поселений. Потенциальная возможность для них посещать городские поселения и реальная частота поездок в них зависят от:
1) расстояния от села до городского поселения:
2) состояния и развитости транспортных коммуникаций и транспортных средств, связывающих эти населенные пункты;
3) времени, затрачиваемого на поездки в город;
4) стоимости проезда;
5) степени обеспеченности личными видами транспорта. При всех прочих равных условиях, чем реже сеть городских поселений, чем хуже транспортные коммуникации и обеспеченность населения личными видами транспорта, тем меньше степень распространения городского образа жизни на сельскую местность.
Понятно, что Россия с исключительно редкой сетью городов, плохим состоянием дорог и низкой их густотой не в силах иметь высокий уровень рассматриваемого показателя и конкурировать в этом отношении с США, странами Западной Европы или Японией. Относительно широкие масштабы распространения городского образа жизни на сельскую местность в нашей стране имеют место лишь в ближайшем окружении крупных и крупнейших городов, а также в немногочисленных районах с относительно густой сетью городских поселений (междуречье Оки и Волги, юг Волго-Вятского района, север Поволжья, Средний Урал).
Почему одни города обладают емкой и динамичной в своем развитии экономической базой и, соответственно, большой численностью населения, а другие формируются медленно, и их хозяйственный потенциал не имеет благоприятных перспектив для дальнейшего развертывания? Ответ на эти вопросы следует искать в условиях и факторах развития каждого конкретного города. Квинтэссенцией условий и факторов возникновения, формирования и развития городов является их экономико-географическое положение. Однако следует учитывать, что даже самое благоприятное экономико-географическое положение само по себе не определяет величину и темпы развития города, но лишь создает благоприятные или неблагоприятные предпосылки его развития, а как они будут использованы — зависит от многих причин, т.е. благоприятное географическое положение еще надо реализовать.
Во-первых, все крупнейшие города мира и России обязаны своим возникновением и дальнейшим формированием исключительно выгодному экономико-географическому положению, как правило, на «перекрестке» важнейших транспортных коммуникаций общегосударственного, а нередко и международного значения. Все они имеют обширные территории, тяготеющие к ним в экономическом отношении.
Так, столица и крупнейший город России — Москва — в конечном итоге оказалась в центре наиболее обжитой и в экономическом отношении развитой европейской части страны. Находясь в центре пересечения железнодорожных магистралей страны и благодаря каналам, Москва имеет выход на единую речную систему европейской части России и является портом пяти морей. Помимо железных дорог и водных путей, к столице стягиваются крупнейшие в стране шоссейные магистрали и трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и коммуникации средств связи. Москва — самый крупный в России и один из крупнейших в мире центров авиационного сообщения.