Тенденции изменения в долях городского и сельского населения
Страница 2

Темпы концентрации населения России в крупных и крупнейших городах, и прежде всего в городах-миллионерах, резко возросли в послевоенный период. Если, по переписи населения 1959 г., в стране имелось всего два города-миллионера, то к середине 90-х гг. их стало 12, и каждый четвертый горожанин России сегодня проживает в городе-миллионере.

Социально-экономический кризис 90-х гг. существенно затормозил процесс роста крупнейших городов, однако большинство урбанистов сходится во мнении о том, что это временное явление, и по мере стабилизации и возрождения отечественного хозяйства крупнейшие города страны получат новый мощный стимул дальнейшего развития.

По доле городского населения (73%) Россия середины 90-х гг. XX столетия лишь немного отстает от развитых в экономическом отношении стран, заметно опережая все государства нового зарубежья и большинство развивающихся стран.

Но по степени концентрации городского населения в крупных и крупнейших городах Россия отстает не только от развитых стран, но и от многих развивающихся государств. Так, если в городах людностью более 100 тыс, человек в середине 90-х гг. в России проживало около 62% ее горожан, что близко к среднемировым показателям, то в городах-миллионерах — лишь 1/4 городского населения, тогда как в среднем для всей нашей планеты этот показатель уже превысил 50%.

По доле населения, проживающего в городских агломерациях, отставание России незначительно. Причем при сравнении различных стран по этому показателю следует учитывать, что его величина зависит не только от уровня экономического развития, но и от плотности населения. Высокая плотность населения серьезно повышает и густоту городских поселений, нередко способствуя территориальному слиянию расположенных близко друг от друга городов. Последнее обстоятельство является одной из главных причин отсутствия в России с ее исключительно низкой плотностью населения мегалополисов — обширных урбанизированных пространств, представляющих собой слившиеся друг с другом городские агломерации2.

Немаловажное значение для определения уровня урбанизации имеет и распространение городского образа жизни на сельскую местность, в первую очередь зависящее от доступности для жителей села ближайших городских поселений. Потенциальная возможность для них посещать городские поселения и реальная частота поездок в них зависят от:

1) расстояния от села до городского поселения:

2) состояния и развитости транспортных коммуникаций и транспортных средств, связывающих эти населенные пункты;

3) времени, затрачиваемого на поездки в город;

4) стоимости проезда;

5) степени обеспеченности личными видами транспорта. При всех прочих равных условиях, чем реже сеть городских поселений, чем хуже транспортные коммуникации и обеспеченность населения личными видами транспорта, тем меньше степень распространения городского образа жизни на сельскую местность.

Понятно, что Россия с исключительно редкой сетью городов, плохим состоянием дорог и низкой их густотой не в силах иметь высокий уровень рассматриваемого показателя и конкурировать в этом отношении с США, странами Западной Европы или Японией. Относительно широкие масштабы распространения городского образа жизни на сельскую местность в нашей стране имеют место лишь в ближайшем окружении крупных и крупнейших городов, а также в немногочисленных районах с относительно густой сетью городских поселений (междуречье Оки и Волги, юг Волго-Вятского района, север Поволжья, Средний Урал).

Почему одни города обладают емкой и динамичной в своем развитии экономической базой и, соответственно, большой численностью населения, а другие формируются медленно, и их хозяйственный потенциал не имеет благоприятных перспектив для дальнейшего развертывания? Ответ на эти вопросы следует искать в условиях и факторах развития каждого конкретного города. Квинтэссенцией условий и факторов возникновения, формирования и развития городов является их экономико-географическое положение. Однако следует учитывать, что даже самое благоприятное экономико-географическое положение само по себе не определяет величину и темпы развития города, но лишь создает благоприятные или неблагоприятные предпосылки его развития, а как они будут использованы — зависит от многих причин, т.е. благоприятное географическое положение еще надо реализовать.

Во-первых, все крупнейшие города мира и России обязаны своим возникновением и дальнейшим формированием исключительно выгодному экономико-географическому положению, как правило, на «перекрестке» важнейших транспортных коммуникаций общегосударственного, а нередко и международного значения. Все они имеют обширные территории, тяготеющие к ним в экономическом отношении.

Так, столица и крупнейший город России — Москва — в конечном итоге оказалась в центре наиболее обжитой и в экономическом отношении развитой европейской части страны. Находясь в центре пересечения железнодорожных магистралей страны и благодаря каналам, Москва имеет выход на единую речную систему европейской части России и является портом пяти морей. Помимо железных дорог и водных путей, к столице стягиваются крупнейшие в стране шоссейные магистрали и трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и коммуникации средств связи. Москва — самый крупный в России и один из крупнейших в мире центров авиационного сообщения.

Страницы: 1 2 3

Астраханская область
Площадь области - 44,1 тыс. кв.км. Административное деление: 11 районов, 5 городов, 12 поселков городского типа и 143 села. Основные города: Астрахань, Ахтубинск, Харабали. Астраханская область расположена в уникальном месте - на стыке Европы с Азией, где Волга впадает в Каспийское море. Большую ча ...

Архитектура, достопримечательности
В Воронеже сохранились единичные памятники архитектуры 17-19 вв.: -колокольня бывшего Акатова монастыря (1620); -Успенская церковь (1694-1702); -Никольская церковь (1720, в традициях архитектуры 17 в.); -Арсенал (1696), Воронежский дворец (18 в., барокко). ...

Экономическая оценка природных условий
Область богата лесами, совокупная площадь которых составляет 2450 га. Имеющиеся ресурсы позволяют заготавливать 3,5 млн. куб. м. древесины ежегодно (хвойные породы - 30%), однако реально осваиваются лишь 25-30% возможного, что открывает богатые перспективы отрасли. Область богата и другими природны ...