КультураСтраница 1
Влияние турецкой, греческой и итальянской культур затрудняло развитие национальной культуры. Подъем национального самосознания с 1878 способствовал становлению публицистики и лирической поэзии на албанском языке. Однако такие проводники культуры, как школы, книжные магазины, журналы и газеты, стали появляться только в 1920-1930-е годы. После Второй мировой войны влияние на албанскую культуру оказывали сначала советская, а затем китайская культура. Коммунистическое правительство стимулировало развитие культуры, уделяя внимание переводам книг писателей из стран коммунистического блока и особенно СССР. Культурные связи с Западом стали оживляться с 1961, после разрыва отношений с СССР.
В 1945 в Тиране открылся первый профессиональный театр. Затем последовало создание театров в Шкодере в 1949 и в Корче в 1950. В начале 1950-х годов при помощи СССР была создана кинопромышленность. Она выпускала патриотические фильмы, пронизанные национальной идеей. В конце 1980-х годов в Албании насчитывалось ок.100 кинотеатров. Ежегодно выпускалось ок.900 названий книг. В настоящее время издается ок.100 газет и журналов.
Архитектура.
Древнейшие архитектурные памятники иллирийской культуры на территории Албании относятся ко 2 и 1 тыс. до н.э. С античных времен сохранились многочисленные памятники зодчества (до 4-5 вв. н. э), созданные греками и римлянами (остатки крепостных сооружений, акведуки и мосты, общественные бани и жилые здания). В средние века на территории Албании формируется христианская религиозная архитектура: на севере - католического типа, в южных районах - греко-православного. В период османского господства в городах на юге страны появляется турецкий архитектурный стиль (дворцы, крепости, мечети и медресе, мосты, фонтаны, публичные бани, рынки и др.).
До середины 20 в. в большинстве албанских городов преобладали двухэтажные каменные жилища, крытые черепицей. В сельских районах строились деревянные дома; в прибрежных областях доминировали глинобитные, саманные или тростниковые жилища с глиняной обмазкой. Для Северной Албании в прошлом характерны дома-башни (кулы) крепостного типа из серого и белого камня. В современных городах преобладает массовая типовая застройка многоэтажными домами, в сельских районах - кирпичными двухэтажными домами; традиционная архитектура сохранилась в ряде исторических центров городов, а также в некоторых сельских и горных районах.
Изобразительное искусство.
Средневековая живопись развивалась под сильным византийским влиянием. В период раннего Ренессанса в творчестве живописцев усиливается итальянское влияние. Наиболее известный живописец этого периода - Онуфрий Киприоти. В живописи 18 в. господствовали реалистические элементы стиля барокко (Давид из Селяницы, Констандини Шпатараку). В сер.18 в. ведущую роль в изобразительном искусстве приобретает иконопись. Созданный в этот период художественный стиль доминировал вплоть до начала 20 в. В период национального возрождения (сер. 19 в) впервые появляется станковая живопись. Ведущее место среди живописцев 1-й пол.20 в. занимают представители школы западного импрессионизма (В. Мио, А. Зенг и др.). Были представлены и такие направления, как романтизм и реализм. В скульптуре, возникшей в 1920-х., доминировал портретизм и монументализм.
Произведения современных мастеров выставляются в Национальной галерее искусств, Международном культурном центре (бывший мавзолей Энверы Ходжи), Академии декоративных искусств, а также в музеях, частных галереях др. В столице открыты несколько независимых галерей керамики.
Богатые традиции имеет декоративно-прикладное искусство - обработка серебра (литьё, филигрань, украшения одежды), резьба по камню и дереву, чеканные металлические изделия, керамика. Албанские мастера славятся изготовлением шерстяных ковров ручной работы. В настоящее время правительство выделяет субсидии на развитие изделий кустарного промысла.
Литература.
См. АЛБАНСКАЯ Литература.
Музыка и танец.
В Албании сохраняются богатые традиции музыкального фольклора с местными стилистическими и жанровыми особенностями. Для албанской народной музыки на севере характерен гомофонический (одноголосый) строй; большое место в песенном фольклоре здесь занимают эпические сказания, воспевающие национальную честь и героев освободительной борьбы. Музыка Южной Албании более мягкая и полифоничная по природе, часто исполняющаяся на несколько голосов и в сопровождении инструментов. Наиболее распространены музыкальные инструменты: струнные (чифтели, шарки, саз и ляхута), духовые (зумаре, фюэл - род свирели; гайда - род волынки), ударные (бубен, барабан). Типичны тоскские ансамбли из четырех или пяти инструментов (скрипка, кларнет, аккордеон, ляхута и дэф - вид тамбурина), исполняющие народную музыку и аккомпанирующие танцам.