Импорт и экспорт дальневосточного региона. Портовая сеть, железнодорожные
пути и авиа линии Дальневосточного федерального округаСтраница 3
В целом стратегические цели развития МТК «Восток – Запад» таковы:
- Использование транспортной инфраструктуры Российского Дальнего Востока на полную мощь;
- Интеграция Российской Федерации в АТР;
- Создание благоприятного инвестиционного поля;
- Получение дополнительных доходов;
- Развитие экономики Дальнего Востока и страны в целом.
В проектируемом транспортном коридоре «Харбин – Большой Уссурийский остров - Ванино» ключевое значение имеет Ванинский морской торговый порт. В настоящее время Ванинский порт по праву называют главными морскими воротами Хабаровского края. Это универсальный порт круглосуточного действия, входящий в первую десятку портов России по объемам грузопереработки, и крупный транспортный узел региона. Порт является современным предприятием, специализирующимся на переработке практически всех видов грузов.
Внедрение в действие проектируемого транспортного коридора обеспечит дальнейшее развитие данного порта, во-первых, как контактной структуры интегрирования Дальнего Востока в АТР, во-вторых, как зоны интенсивного (инновационного) развития, и, наконец, как территориальной точки экономического роста Хабаровского края и Дальнего Востока.
Стратегическую важность для интеграции России в АТР в настоящее время приобретает процесс формирования Ванинско – Советско-Гаванского транспортного узла. Для этого порты Ванино и Советская Гавань имеют все условия:
- Наличие свободной земельной территории;
- Прямой выход на две независимые ж/д магистрали –Транссибирскую и Байкало-Амурскую;
- Наименьшее удаление до центральной части России и северных регионов Дальнего Востока, а по морскому пути – до Северо-Американского континента;
- Наличие автомобильной дороги Лидога – Ванино, обеспечивающее круглосуточную связь района с транспортными системами России;
- Наличие паромной переправы Ванино – Холмск, обеспечивающее сообщение Сахалинской области с материковой частью Дальнего Востока.
Порты расположены в нескольких естественных глубоководных бухтах, имеют причалы протяженностью более 6 км, с глубинами от 10 до 11,2 м., способные принимать суда дедвейтом до 45 тыс. т. Однако, несмотря на это, в портах необходимо строительство глубоководных причалов и высокомеханизированных комплексов, способных перерабатывать суда, грузоподъемностью более 60 тыс. т.
Реальное воплощение проекта международного транзитного транспортного коридора потребует на российской и китайской сторонах строительства мощных автотранспортных перегрузочных комплексов, терминалов. Российская сторона должна возвести высокоопорный мост через амурскую протоку, обеспечивающий пропуск судов, автомобильные дороги, дамбы и другие объекты, необходимые для работы терминала и пункта пропуска. Но все это будет бес сомнения оправдано, создание международного транзитного автомобильного транспортного хода «Харбин – Большой Уссурийский остров - Ванино» является перспективным проектом для всех возможных его участников.
Сегодня не долгосрочную перспективу до 2020 года определены следующие направления развития российских морских портов: