Новый тяговый подвижной составСтраница 1
В настоящее время проектируется и внедряется в эксплуатацию новый подвижной состав Российских железных дорог. На настоящий момент новейшими являются электровозы ЭП1, ЭП10, ЭП2, ЭП200, электропоезда Сокол и ЭТ2А, рельсовый автобус РА1, тепловоз ТЭРА.
ЭП1
– грузопассажирский электровоз переменного тока. В настоящее время электровоз выпускается серийно, выпущено более 420 электровозов. В 2004 году ОАО РЖД распределяло электровозы на Дальневосточную, Октябрьскую, Красноярскую, Приволжскую дороги. Наибольший парк электровозов ЭП-1 в депо Красноярск.
На Приволжской дороге эксплуатируется около 55 электровозов ЭП1. Электровозы ЭП1–073 и ЭП1–074 были перекрашены под фирменные цвета скорого поезда «Саратов».
Мощность электровоза в часовом режиме 4700 кВт, позволяет вести поезд весом 1440 тонн по 9-ти тысячному подъему со скоростью 80 км/час. Особенностью электровоза является опорно-рамное подвешивание тяговых двигателей.
ЭП10
– пассажирский электровоз на два рода тока мощностью 7200 кВт, с опорно-рамным приводом, асинхронными двигателями, микропроцессорной системой управления, диагностики и безопасности движения, имеют рекуперативный тормоз, силу тяги 29,7 тс. Конструкционная скорость составляет 160 км/ч. Электровозы предназначены для работы на участках, которые электрифицированы на переменном и постоянном токе, и могут проходить границы этих участков без остановки.
Опытный электровоз ЭП10–001 был изготовлен в 1998 году ОАО НПО НЭВЗ совместно с ОАО ВЭлНИИ, электрооборудование поставлено АДтранц (ADtranz, ныне фирма приобретена фирмой Бомбардье). 20 ноября 1998 года на НЭВЗе состоялась презентация электровоза. В 2000 году были проведены приемочные испытания. В 2001 году электровоз прошел эксплуатационные испытания на направлении Москва-Ростов по специальной программе. Было сделано 8 поездок: 3 поездки Москва – Ряжск, две поездки Москва – Ростов и три поездки Москва – Ростов в составе ускоренного поезда 99/100. В октябре 2001 года проводились опытные поездки на Северо-Кавказской дороге.
Планировалось, что 10 электровозов ЭП10 поступят для эксплуатации в депо Самара. С электрификацией участка Сызрань – Сенная электровозы должны были эксплуатироваться с пассажирскими поездами на участке Самара – Сызрань – Сенная, преодолевая станцию стыкования без остановки. Электровоз ЭП10 не передан в постоянную эксплуатацию, хотя это намечено было сделать еще в 2002 году. Основная проблема – отсутствие финансирования со стороны ОАО РЖД для доводки электровоза и его дороговизна, а также ряд технических проблем.
ЭП200
– скоростной пассажирский электровоз переменного тока мощностью 8000 кВт, с бесколлекторными асинхронными тяговыми двигателями, опорно-рамным приводом, рекуперативным тормозом, аналоговой системой управления тяговым приводом, конструкционной скоростью 200 км/ч. Опытные электровозы ЭП200–001 и 002 были изготовлены в 1997 году на ОАО ХК «Коломенский завод». Оборудование для этого электровоза спроектировано и изготовлено в России (Новочеркасский электровозостроительный завод, ОАО «Электровыпрямитель» г. Саранск, ОАО «Трансформатор» г. Тольятти). Электровозы испытывались продолжительное время на экспериментальном кольце в Щербинке. В 2001 году электровозы были переданы для постоянной эксплуатации в депо Вязьма Московской дороги.
Сокол
– высокоскоростной электропоезд. Другое название ЭС-250. Двухсистемный, т.е. конструктивно может работать на постоянном и на переменном токе. Спроектирован и изготовлен на предприятиях оборонного комплекса России в 1999 году. При изготовлении использованы новые для подвижного состава железных дорог решения.
Поезд испытывался на экспериментальном кольце в Щербинке и на магистрали Санкт-Петербург – Москва. Для динамико-прочностных испытаний применялась локомотивная тяга. В ходе испытаний на постоянном токе достигнута максимальная скорость в 236 км/час.
ЭТ2А
– электропоезд постоянного тока с асинхронными тяговыми двигателями. Изготовлен в 1999 году на ОАО «Торжокский вагоностроительный завод». Опытный электропоезд ЭТ2А выполнен в 4-х вагонном исполнении. В настоящее время обкатывается в ТЧ-15 Октябрьской железной дороги.