Экономическое районирование и регионализмСтраница 1
Решение экономических и социальных проблем в регионах России во многом определяется степенью их инвестиционной активности. Для ее проявления в настоящее время условия неблагоприятные. Сегодня страна нуждается в комплексе взаимосвязанных, системных мероприятий, направленных на стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в экономику регионов России. Прежде всего, необходимы инвестиции для производства наукоемкой продукции. Уменьшение инвестиций связано с сокращением числа инновационно активных предприятий, не создан национальный инвестиционный режим, который стимулировал бы отечественных инвесторов вкладывать средства в российское производство.
Распределение инвестиций по регионам России крайне неравномерно. Наибольший объем прямых инвестиций имеет ограниченное количество регионов.
Ориентация на развитие рыночных отношений предполагает включение российских регионов в систему международного разделения труда, и, следовательно, использование имеющихся у них преимуществ в интересах ускоренного экономического и социального развития на более высокой научно-технической основе. Решение этих задач невозможно без дальнейшего формирования и развития ТПК и промышленных узлов.
Необходима модернизация инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки прежде всего старопромышленных районов и крупных городских агломераций.
Прикладное районирование позволяет эффективно решать социальные, экономические, и политические проблемы. Имеет большое прикладное значение, поскольку учет особенностей пространства может привести к существенному экономическ. эффекту или предотвращению потерь.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50%) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного производства и свободной таможенной зоны.
Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь, Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская, Кемеровская, Читинская области, Алтай, Сахалин.
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:
1. Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
2. Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования природных ресурсов;
3. Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
4. Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.
Параллельно с экономическими районами РФ начинают зарождаться новые формы территориальной организации производства, это – зоны действия крупных корпораций (например, Лукойл). Структура строится исходя из интересов этой компании, она контролирует чиновников на всех уровнях.