Машиностроительный комплекс РФ
Российский тип машиностроения стал формироваться в конце 19 века. Это огромный, емкий внутренний рынок, низкое качество продукции, слабая транспортная сеть, преобладание железнодорожных перевозок, малый экспорт, универсальность оборудования. Развитое производство заготовок, а часто и всех стадий производства в одном месте. Подобный тип машиностроения существовал в Польше, Германии (бассейн Рура).
Машиностроительный комплекс является самым фондоемким, трудоемким и производит около 20% (1989 г.) валовой продукции промышленности РФ (в 1996 г. »15%). 75% машиностроительной продукции реинвестируется в самом же комплексе, только так можно обеспечить необходимый уровень технического прогресса, проводить своевременное обновление технологического оборудования.
Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, видная роль принадлежит специализации и кооперированию. Разделение труда в условиях НТП неизбежно ведет к выделению новых производств и все более глубокой их специализации. Внутри машиностроения можно различать:
а) отрасли предметной специализации – например, энергетическое, транспортное и с/х машиностроение, производство технологического оборудования и т.п.;
б) отрасли подетальной специализации – производство запасных частей, подшипников, металлоконструкций и др.;
в) отрасли технологической специализации – производство литья, кузнечно-прессовых изделий и т.д.
В территориальном разрезе эти группы отраслей имеют разные сферы влияния. Так, отрасли предметной специализации отличаются наиболее широкими связями по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерно обслуживание потребностей одного или нескольких экономических районов. Производство ремонтных работ имеет, как правило, местное значение.
На другой тип организации производства перешли те отрасли машиностроения, где требуются высокие технологии и небольшой объем выпуска продукции.
Сейчас в России преобладает классический российский тип (см. задание 1). Будущее РФ за американским способом организации машиностроения, когда в центре находится сборочный завод, а по радиусу до 100 км расположена масса небольших производств (с численностью рабочих 50-100 чел.), выпускающих комплектующие (высокоспециализированные малые фирмы, зависящие от основного производства). В результате возникает крупносерийное производство.