Духовная культураСтраница 2
Перемещение изображения Кришны и его брата на некоторое время в другое место и затем торжественное возвращение его в храм символизирует это путешествие из Гокулы в Матхуру и обратно.
Праздник из-за большого скопления верующих, жаждущих увидеть изображение Джаганнатха, растягивается иногда на две недели.
Индуистские храмы и другие культовые сооружения, столь многочисленные в Ориссе, интересны не только как центры индуистской религии, но и как памятники искусства.
Литература и народное образование.
Наиболее древние письменные памятники на языке ория относятся примерно к 13 веку (иногда их датируют даже 9 веком). Устный и письменный язык ория, близкий к современному, оформился в 14 веке.
В течение пяти столетий (с 14 по 19 век) орисская литература развивалась в том же направлении, что и вся индийская литература, сохраняя лишь некоторые местные особенности: писатели в своём творчестве отражали тематику крупнейших древних литературных памятников Индии – Рамаяны, Махабхараты и Пуран.
На основе этих памятников было создано огромное количество литературных произведений всевозможных жанров. Существует, по крайней мере, 12 вариантов орисской Рамаяны и три варианта Махабхараты, не считая бесчисленного количества более мелких литературных произведений, использующих отдельные элементы этих сюжетов.
С 19 века орисская литература от религии и мистики переходит к темам сегодняшней жизни. Возрастающая активность индийских народов в политической и экономической жизни страны породила и новую литературу.
Основоположником современной орисской литературы считается Факирмохан Сенапати (1843-1918), произведения которого, так же как и его коллег и современников Радханатха Роя и Мадхушудана Рао, знаменуют собой начало нового периода в истории орисской литературы.
Сенатапи был не только писателем, но и купнейшим общественным деятелем. Происходя из трудовой среды, Сенатапи тем не менее сумел получить образование и был первым издателем и зачинателем издательского дела в Ориссе.
С конца 19 века появляется ряд орисских писателей, поэтов, драматургов, чьи произведения отражают сложную и тяжёлую обстановку, в которой находился народ ория в период колониального режима, и свидетельствуют о росте национального самосознания ория, о их борьбе за национальную самостоятельность и единство.
В колониальной Индии возможности развития национальной орисской литературы, как и вообще национальной орисской культуры, были весьма ограничены. Лишь в последнее время стала интенсивно возрождаться культурная жизнь народа ория. В 1959 году в Ориссе выходило 124 различных газет (вместо двух еженедельных в тридцатые годы), из них 70 газет выходило на языке ория. А в городе Каттаке были открыты два театра.
Согласно данным переписи населения Индии за 1961 год, грамотных в Ориссе было 21,5% населения.
В настоящее время в Ориссе ведётся большая работа по повышению грамотности населения. К середине пятидесятых годов здесь было около 18 тысяч учебных заведений (в основном это начальные школы) с общим числом учащихся свыше 800 тысяч человек.
Если в начале 20 века в Ориссе не было ни одного высшего учебного заведения, то к началу шестидесятых годов Орисса имела 34 высших учебных заведений различных профилей. Центром высшего образования для ория является Уткал Университет в городе Каттак, где обучается свыше 8 тысяч студентов. При университете 24 колледжа, которые готовят специалистов по экономике, истории, филологии, математике, физике, химии, биологии. В настоящее время народ ория имеет многочисленную национальную интеллигенцию.