Важнейшие проблемы и основные направления перспективного развития
промышленности области.Страница 1
Начиная со второй половины 2001 года и по настоящее время, то есть в течение 3,5 лет, в области происходит рост промышленного производства. В 2002 году Ульяновская область по темпам роста промышленности входила в первую тройку регионов ПФО. В 2003-2004 годах темпы роста в промышленности почти совпадали со среднероссийским показателем. Главный макроэкономический показатель - валовой региональный продукт - в сопоставимых ценах растет в течение последних трех лет ежегодно на 5-5,5%.
Ульяновский моторный завод (УМЗ), ныне ОАО "Волжские моторы", ранее завод малолитражных двигателей, - предприятие с высоким технологическим потенциалом. На заводе ежедневно выпускают 400 автомобильных бензиновых двигателей для УАЗа и ГАЗа, стационарные двигатели для работы с электрогенераторами. Ведутся испытания нового 150-сильного двигателя с электронным впрыском топлива. Завод производит лодочные моторы "Ветерок-8М" с электронным зажиганием, хорошо зарекомендовавшие себя на мировом рынке. Их покупает более 20 стран мира. Новые лодочные моторы в морском исполнении получили заявки на поставку в Турцию, Югославию, Италию. В ассортименте товаров народного потребления - малогабаритные сварочные аппараты, бензиновые мотонасосные агрегаты "Свифта" для полива садов и огородов.
Предприятиями-смежниками, обеспечивающими автомобилестроение необходимыми узлами, деталями, являются следующие: Завод АООТ "Автодеталь-Сервис" возник летом 1944 г. как мотороремонтный завод. После слияния с ремонтно-механическим заводом (1958) получил название "Автозапчасть". Карданные валы, колесные тормоза, рулевые тяги, коробки передач — далеко не полный перечень продукции предприятия.
Димитровградский автоагрегатовый завод (ОАО "ДААЗ") специализируется на изготовлении карбюраторов, бензонасосов, приборов для снижения токсичности отработанных газов, радиаторов, стеклоподъемников, зеркал, декоративных изделий для отделки машин, кузовной арматуры, светотехнического оборудования. Продукция поставляется на автомобильные заводы России и стран СНГ, а также на рынки стран Западной Европы.
Авиастроение - самая крупная и наиболее развитая отрасль машиностроения области. АООТ "Авиастар" - одно из крупнейших в России и Европе предприятий по производству авиационной техники. Здесь выпускают современные самолеты: широкофюзеляжный АН-124-100 "Руслан" грузоподъемностью более 170 т и дальностью беспосадочного полета более 20 тыс. км; средне-магистральный пассажирский лайнер четвертого поколения Ту-204. Решается вопрос об изготовлении новой серии самолетов Ту-334. В цехах предприятия производятся практически все операции: от штамповки и механической обработки до окончательной сборки, испытаний и окраски самолетов.
Судостроение имеет местное значение и охватывает строительство и ремонт речных судов. Оно "привязано" к внутренним водным путям сообщения - реке Волге, в прошлом Суре и Свияге. На берегу Криушинского залива расположен Криушинский судоремонтный завод. Он выпускает грузовые самоходные баржи и дебаркадеры грузоподъемностью 150 т для перевозки хлеба, осуществляет их ремонт. Ныне предприятие также производит продукцию для жилищно-коммунального хозяйства: дверные блоки, сборные железобетонные изделия.
Предприятия машиностроения нашей области производят также металлорежущие станки, низковольтную аппаратуру, автоматические выключатели, приборы контроля и регулирования технологических процессов, технологическое оборудование для текстильной промышленности и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, медицинскую технику.