Проблемы воздушного транспорта
В настоящее время гражданская авиация России переживает не лучшие времена. Повышение конкурентоспособности авиакомпаний связано с решением самой актуальной проблемы гражданской авиации – проблемы скорейшего обновления парка воздушных судов. Низкие темпы обновления привели к тому, что в эксплуатации у авиакомпаний находится всего 1,7% судов нового поколения отечественного производства. Поскольку воздушные суда являются дорогостоящим имуществом (стоимость одного самолета составляет 10-50 млн. долл. США), у авиакомпаний зачастую нет таких средств для их покупки.
В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ воздушные суда отнесены к недвижимому имуществу, права на которые подлежат государственной регистрации в специальном реестре. С 1998 года действует Федеральный закон №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», но он не распространяется на воздушные, морские, речные суда и космические объекты. Регистрация прав на это имущество осуществляется в соответствии с иными правовыми актами. В общем, проблемы авиации заключаются в осложнении деятельности авиаперевозчиков и ущемлении прав клиентов.
Рост спроса на грузовые перевозки также ограничен предложением грузовых емкостей, поскольку в России производились только рамповые самолеты. Поэтому грузовой транзит осуществляют иностранные компании достаточно успешно, и российские перевозчики присутствуют на этом рынке в очень малой доле, около 2-4%.
Следующая проблема – технологии и стандарты. Надо отметить, что мы серьезно отстали от всех других авиационных держав и даже не держав. Но в России уже запущен в эксплуатацию проект электронного билета. Доля электронного билета в Америке – 97%, в Китае – 95%, по Европе – около 90%. В России – 1-2%
Также одна из важных проблем – загрязнение атмосферы. И в мире еще не придумали такого топлива для самолетов, чтобы не загрязнять воздух, которым мы дышим. Следствие развития авиации – грязный воздух, кислотные дожди, различные болезни.