Важнейшие проблемы и основные направления перспективного развития региона
Страница 1

ЗСЭР обладает огромным потенциалом перспективного развития, но для дальнейшего его развития необходимы большие инвестиции. Переход к рынку без серьезной подготовки вызвал деформацию структуры промышленности. Если еще в середине 1980-х годов Западная Сибирь специализировалась на пяти ее крупных отраслях – топливной, черной металлургии, машиностроении, химической и строительных материалов, то теперь возникла моноспециализация на гипертрофированной топливной промышленности, на которую приходится свыше половины (55%) всего промышленного производства. Индекс локализации в электроэнергетике низок(0,82), сильно упал в черной металлургии и химической промышленности (0,66-0,63) и особенно – в машиностроительной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (0,39-0,28). Хотя по ряду отраслей специализация сохранилась.

«В промышленности и на ее товарном рынке ведущая роль принадлежит базовым межотраслевым комплексам, охватывающим первичные и промежуточные стадии производства. По их удельному весу (78% против среднего 55%) Западная Сибирь резко выделяется среди всех районов».[27]

Таким образом, для восстановления ЗСЭР требуются немалые средства. Между тем ежегодно 20—30 млрд. долларов вывозятся в банки Запада. Стабилизационный и резервный фонды составляют триллионы рублей. Но все равно этого недостаточно из-за наличия существенных проблем. Во-первых, это устаревший производственный аппарат, большие расходы топлива, энергии и сырья, отказ от ресурсосберегающей политики и форсирование добычи ценных полезных ископаемых, преобладание добывающих отраслей. Здесь необходим переход от сырьевых сегментов экономики к перерабатывающим, необходимо ускорение роста ведущих и потребительских комплексов. Важнейшая задача структурных преобразований – восстановление специализации Западной Сибири на высокоэффективных отраслях промышленности – электроэнергетике, черной металлургии, машиностроении, химической и лесной. Исходя из важнейших ресурсов – энергетических, сырьевых и интеллектуальных – упор должен быть сделан на двух группах производств: энерго-сырьемких и наукоемких, что повысит эффективность хозяйства и усилит конкурентные позиции района на товарных рынках России и зарубежья.

«Следует активизировать привлечение капитала, преимущественно в акционерной форме, в высокотехнологичные производства опорных регионов при поощрении со стороны государства мерами налоговой и кредитной политики.

«Структурную перестройку в отраслях промышленности целесообразно вести в следующих направлениях:

- в нефтегазовой отрасли – переход от форсированной добычи ценного топлива к оптимальным ее масштабам и пропорциям с переработкой, энергосбережению (более полное извлечение запасов нефти из недр, экономное расходование газа и нефти у потребителей) и сдержанным темпам сооружения новых добывающих промыслов и магистральных газо- и нефтепроводов, в том числе экспортного назначения; перевод нефтеперерабатывающих заводов на глубокую переработку нефти, с преимущественным размещением новых мощностей в Сибири, где получение легких фракций и нефтехимического сырья более эффективно;

- в химической промышленности – техническое обновление действующих предприятий и организация выпуска новых видов продукции, конкурентных на рынке, развитие комбинированных производств с целью повышения их рентабельности, используя имеющийся передовой опыт (например, Сибирский химкомбинат – «атомщик» приобрел контрольный пакет акций Томского химкомбината и вытянул его из кризиса)»[28].

Не потеряла значение проблема транспортного освоения территории. В частности, в связи с выходом железной дороги на полуостров Ямал становится заманчивым сооружение на его побережье морского экспортно-торгового порта.

Острейшая внутренняя межрегиональная проблема – территориальное выравнивание уровня жизни между югом и севером Западной Сибири. Целесообразно задействовать механизмы поддержки депрессивных территорий экономически развитыми с предоставлением последним льгот по их обязательствам перед федеральным бюджетом.

В отношении малочисленных коренных народов Севера требуются меры по сохранению их численности в связи с высокими темпами индустриального развития зоны.

Страницы: 1 2

История Красноярской железной дороги
Вопрос о постройке Сибирской железной дороги был поднят впервые в конце 50-х годов XIX века. К 1884 году три железнодорожные линии подошли к западным границам Сибири и закончились в Тюмени, Уфе и Оренбурге. Строительство дорог далее на восток правительство считало нецелесообразным, и вопрос долго н ...

Климат
Температура воздуха в районе Каспийского моря колеблется в больших пределах. Зимой разность средних месячных температур воздуха на севере и на юге достигает 15?-17? С. На Среднем Каспии восточное побережье в это время года холоднее западного. Северная часть моря находится в полосе континентального ...

Географическое положение и климат
Рис. 1. Карта Томской области. Томская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и занимает площадь 316,9 тыс. кв. км. Областной центр - город Томск. Климатические условия южных и северных районов заметно отличаются. Почти вся территория области находится в пределах таежной зоны. ...