Древнейшие картографические произведенияСтраница 2
Борцатти впервые появился в иорданской пустыне в 1974 году. Целый сезон ушёл на общую разведку: геологические, геоморфологические, ботанические, гидрологические изыскания. Тогда же выяснилось, что почти в каждом ущелье стены были покрыты многослойными изображениями. Древние художники наносили эти рисунки в течение нескольких тысячелетий, нередко перечёркивая, а отчасти и замазывая произведения своих предшественников. Разная техника была у древних живописцев, разный уровень мастерства, но научная оценка наскальной живописи Вади-Рамм и Вади-Ум-Ишрим ещё впереди.
Выяснилось, что самые древние каменные орудия датируются поздним палеолитом, 16-12 тысячами лет до нашей эры. Спустя шесть тысячелетий климат стал более благоприятным для сельскохозяйственных работ, и в Юго-Западной Иордании стало зарождаться земледелие. А ещё через две тысячи лет страна уже была достаточно густо заселена, учёные располагают сведениями о десятках, если не сотнях, мелких крестьянских общин. Видимо, к концу IV — началу III тысячелетия до нашей эры и относится замечательное открытие, сделанное экспедицией Борцатти.
В 1978 году итальянцы начали детальные палеоэтнографические исследования массива Джебел-Амуд. А это хаотическое скопление разнонаправленных хребтов, возвышающихся над песчаной равниной метров на восемьсот; громоздящиеся одна на другую скалы, отвесные глубокие пропасти; тесные, изломанные ущелья; множество полостей и пещер в изъеденных временем склонах. Без помощи местного населения учёным вряд ли удалось бы найти главное сокровище, оставленное неведомой доисторической культурой, — карту. А надо сказать, что сначала бедуины не баловали чужеземцев своим расположением, в особенности когда дело касалось наскальных рисунков. Не раз Борцатти, доверившись «точным» сведениям, полученным от местных жителей, убеждался, что они очень далеки от реальности. Прошло немало времени прежде, чем учёным удалось завоевать доверие населения. Оказалось, что бедуины поначалу принимали исследователей за обычных кладоискателей. Сыны пустыни упрямо верили, что в пещерах древних скалистых массивов спрятаны несметные сокровища прославленных эмиров и вождей, путь к которым будто бы указывают рисунки на скалах и, конечно, карта.
В тот уже далёкий 78-й год барьер недоверия был окончательно разрушен. Шейх Диси самолично согласился сопровождать экспедицию в потайной грот, образованный наклонившимися в разные стороны гранитными плоскостями. В этот полуприкрытый скальным шатром «зал» размером семь метров на четыре вёл узкий извилистый лаз.
Искатели оказались в скудно освещённой пещере. На стенах проглядывался многопластовый узор однотонных и цветных рисунков и знаков, теперь уже, быть может, навсегда непонятных. Некоторые из них были едва различимы. Но не настенная галерея стала главной достопримечательностью продолговатого «зала». В самом центре его исследователи увидели массивный каменный блок в форме параллелепипеда. Верхняя грань казалась строго горизонтальной, однако впоследствии инструментальные наблюдения обнаружили всё-таки слабый, всего в два-три градуса, уклон к северо-востоку. Северный край поверхности плиты щербил неглубокий уступ. Каких-нибудь следов искусственной обработки, отделки, шлифовки монолита учёные не заметили.
Когда произвели обмер камня, всех поразило ещё одно существенное обстоятельство: огромная масса скального блока. Судя по размерам, монолит должен был весить ничуть не меньше двенадцати тонн! Каким образом удалось технически неграмотным людям, не располагавшим никакими механическими подъёмными устройствами, передвигать в те давние времена столь массивные глыбы?