Методические подходы к изучению систем расселения населенияСтраница 2
Влияние транспорта на формирование систем расселения определяется развитостью и конфигурацией дорожной сети, величиной транспортных узлов. Из всех современных видов транспорта наиболее важное системообразующее значение имеет железнодорожный транспорт.
Самое важное влияние на формирование систем расселения оказывают комплексные транспортные узлы, в которых сосредоточены узлы железнодорожного, автомобильного, авиационного транспорта, речные или морские порты. Такие узлы часто имеют региональное системообразующее значение. Узлы такого типа складываются обычно, в крупных региональных центрах, некоторых областных и транспортных центрах, обслуживающих курортные зоны.
Также нельзя недооценивать градо- и системообразующее значение научных учреждений и учебных заведений. На их базе возникают поселки городского типа и города, а в крупных городах формируются научные центры. Между городами устанавливается новый вид связей, приобретающих важное системообразующее значение.
Научно-производственные центры создают в окрестностях крупных городов, имеющих развитые промышленные и научные функции. В этих центрах размещаются технические научно-исследовательские институты или их филиалы, крупные конструкторские бюро, опытные производства. Прикладные исследования здесь тесно связаны с внедрением образцов новой техники. Системообразующая роль научных связей проявляется в межрайонных локальных, областных и региональных системах.
Огромную роль в формировании системорасселения играют курортные местности и санаторно-оздоровительные учреждения. Этот своеобразный вид освоения наиболее благоприятных в природно-климатическом отношении районов способствует возникновению как отдельных городских поселений, так и их групп, представляющих собой локальные системы расселения, имеющие определенное функциональное значение.
Для формирования систем расселения существенное значение имеет рациональное территориальное комплексирование лечебно-оздоровительных учреждений, учреждений и предприятий общекурортного обслуживания с учетом местных условий и лечебных курортных ресурсов. Осуществление этого принципа должно быть тесно связано со структурой территориальной организации курортных местностей. Развитие городских поселений на базе учреждений курортно-оздоровительной подзоны, усиливает формирование урбанизированных районов [23].
Системообразующие связи центра и подцентров систем производства и расселения с остальными поселениями формируются развивающимися в них предприятиями, а также организациями и учреждениями внегородского значения. В зависимости от характера народнохозяйственных функций, выполняемых различными населенными пунктами, в иерархии этих функций формируется определенная структура системообразующих связей. Ее сложность зависти, в первую очередь, от величины и сложности народнохозяйственных и промышленно-территориальных комплексов, на базе которых формируются системы расселения, а также от уровня функциональной развитости их центров.
В исследовании систем производства и расселения важную роль играют классификация системообразующих связей и их характеристика. Каждому типу систем присущи характерные для него связи между элементами.
К основным группам связей относят производственно-экономические и непроизводственные, которые, в свою очередь, подразделяются на подгруппы и виды.