История заселения и хозяйственного освоения территории
Страница 3

«Иностранных колонистов» не облагали в течение 10 лет налогами и податями, они освобождались от постоев, воинской службы. Власти предоставляли им право заводить фабрики, заниматься торговлей. Они наделялись довольно значительными по величине земельными угодьями (до 65 десятин на хозяйство) [20]. Болгарские переселенцы перенесли сюда свои трудовые навыки и опыт в области садоводства и огродничества, виноградарства и шелководства, овцеводства. В связи с отмеченными выше историко-географическими особенностями заселения Приморской части Одесщины национальный состав ее населения был довольно пестрым. Так, например, В Одесском уезде к середине XIX в. украинцев проживало –54%, молдаван – 17,0 %, немцев – 11,5%, евреев –5,5%, русских –4,6% [3]. Вместе с ними переселились и значительные группы гагаузов. В этот период на территории Причерноморья, преимущественно в его юго-западной части, было основано свыше60 болгарских и гагаузских поселений, а также не менее 60 немецких [3].

В первой половине ХІХ века в силу относительно слабой заселенности, недостатка рабочей силы, сельское хозяйство края приняло первоначально овцеводческое направление. Но развивается и зерновое хозяйство, спрос на продукцию которого с течением времени возрастает. Однако сельское хозяйство края развивается как товарное.

В целом же Северно-Западное Причерноморье в первой половине ХІХ в. выполняет функции транзитной территории, через которую проходил на экспорт украинский хлеб. Это способствовало развитию причерноморских городов, которые стали южными воротами государства, оторванного от выхода на морские просторы.

Основанная на месте небольшого поселения Хаджибея, Одесса, за несколько десятилетий, выросла в один из наибольших городов края. В 1805 году она стала центром, новообразованного Новороссийского генерал-губернаторства, которое охватывало огромную территорию. Одесса, благодаря своему уникальному экономико-географическому положению, быстро становится одним из основных узлов внешнеторговых связей России со странами Европы и Ближнего Востока и превращается в главный украинский порт по вывозу хлеба. Уже в середине ХІХ в. по объему грузооборота он обгоняет Петербург [8].

Исключительно важным фактором, способствующем хозяйственному освоению и заселению края, явилось строительство на территории нынешней Одесской области железных дорог (1865 –Одесса – Балта) Увеличилась численность населения.

Можно сказать, что в ХІХ в. заселение Приморской зоны почти полностью завершилось. На протяжении ХХ в. сеть поселений в основном видоизменялась за счет появления новых поселений (городские, такие как Теплодар, Ильичевск, Южный).

Первая мировая война, установление советской власти и гражданская война привели народное хозяйство к полному упадку. Практически полностью прекратили работу промышленные предприятия, торговый флот. Положение усложнял голод в 1921года [27]. Тем не менее, восстановление народного хозяйства проходило довольно успешно, особенно после провозглашения новой экономической политики. Много мелких предприятий были сданы в аренду, большие предприятия получили определенную экономическую самостоятельность, начали возникать первые акционерные общества, совместные предприятия.

В 30-е годы в Одессе организовываются или реконструируются предприятия подъемно-транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, энергетики, химии, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта. Были обновлены старые и введены в действие новые большие предприятия пищевой промышленности. Это был период ориентации на развитие машиностроения и в этот период сложилась такая структура промышленности, которая в основных чертах действует и сейчас. На начало 40-х годов в Одессе насчитывалось около 140 металлообрабатывающих предприятий [22]. . Их удельный вес в общей продукции промышленности области уступал только пищевой отрасли.

Страницы: 1 2 3 4

Расчет показателей транспортных путей в регионе и перспективы развития
Рассчитаем основные показатели, характеризующие качественные характеристики транспортных путей в регионе (Таблица 8). Таблица 8 Характеристика транспортных путей региона Регион Железные дороги, тыс. км. Речные пути, тыс. км. Автомобильные дороги, тыс. км. Площадь территории региона, тыс. км. Густот ...

Латинская Америка
Страны Латинской Америки в большинстве своем бывшие колонии Испании и Португалии, получившие независимость в начале XIX в. В состав региона входит 46 стран и территорий, в том числе 33 суверенных развивающихся государства, общей площадью 21 млн км2. Протяженность территории с севера на юг от границ ...

Кордильерский запад
Всю западную окраину Северной Америки занимает огромная горная система Кордильер, протянувшаяся на 7000 км (500 по меридиану). Сформированная в пределах подвижного пояса мезо- кайнозойского возраста система отличается большой степенью разнообразия природных условий. Горы характеризуются целым рядом ...