История заселения и хозяйственного освоения территорииСтраница 4
С 1918 года юго-западная часть Приморской зоны находилась в составе боярской Румынии. Это негативно сказалось на промышленности, которая в этот период переживала упадок.
Большая часть металлообрабатывающих предприятий из Аккермана, Измаила. Других городов были переведены в глубинные районы Румынии. На треть и более сократилось производство на предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции.
Более сложные процессы произошли в межвоенные десятилетия. В этот период была отменена новая экономическая политика и провозглашен курс на общую коллективизацию сельского хозяйства. Встретивши сопротивление со стороны сельского населения, правительство искусственно организовало в1932-1933 гг. голодомор в Украине, в результате которого погибло более 5 млн. человек [8].
Новым тяжелым испытанием для народного хозяйства стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Уже в 40-х годах в Одессе начали действовать практически новые предприятия: заводы радиально-сверлильных станков, фрезерных им. Кирова, автосборочный, полиграфмаш, витаминный, швейная фабрика «Молодая гвардия» и т.д. В 50-е годы к ним добавились заводы криогенного и кислородного оборудования, Кислородмаш», «Прессмаш», «Стройгидравлика», а в 60-е - «Центролит», станкостроительный «Микрон», электротехнический «Электронмаш». В 70-е годы завершено строительство Одесского припортового завода [19].
Уже в 50-е годах все более настойчиво стали напоминать о себе негативные явления в советской экономике. Необходимо было принять решительные меры. Одной из них стала организация совнархозов. Годы функционирования совнархозов (1957-1964) были найплодотворнейшими за весь советский период с точки зрения возрастания темпов промышленного развития, но ослабло влияние центра, что испугало политическое руководство СССР [3]. В середине 60-х годов, при смене политического руководства, совнархозы были ликвидированы и возобновлены жесткие меры руководства из единого центра.
Выгоды географического положения Причерноморья, через порты которого проходила значительная часть экспортно-импортных операций, обусловило ускоренное развитие морского флота, привела к значительному расширению существующих и строительству новых портов: Одесский порт был реконструирован и расширен; в конце 50-х годов на Сухом лимане, недалеко от Одессы, началось строительство Ильичевского порта, спустя некоторое время, здесь была сооружена паромная переправа, которая связала Ильичевск с болгарским портом Варной; в конце 70-х годов начал функционировать порт Южный. Одновременно были реконструированы и стали практически новыми порты на Дунае – Измаильский, Килийский, Ренийский, Усть-Дунайский (в устье Дуная).