ЗаключениеСтраница 1
Современный мир — чрезвычайно сложная, противоречивая, но целостная система стран и народов, которая образует земную цивилизацию конца XX ст. В этой системе функционирует молодое государство Украина. Украинский народ вошел в мировую систему не сегодня, а по крайней мере тысячу лет тому назад, когда существовало первое его государство — Киевская Русь, сделал большой взнос в мировую цивилизацию, обогатил ее своей самобытной культурой, миропониманием, научными открытиями.
Но как раз на изломе XX и XXI веков именно перед украинским народом как никогда остро встала проблема выживания. Она связана с двумя большими группами условий и факторов — локально-региональными и глобальными.
Локально-региональные условия и факторы, которые поставили украинскую нацию на грань выживания, связанны с геополитическим положением Украины. В последние несколько веков это способствовало наращиванию российско-имперского экспансионизма и постепенному поглощению Украины российской, в т.ч. и российско-большевистской, империей. Следствием этого стала почти полная изоляция украинцев от европейского духовного и информационного пространства и частичное приобретение ими черт, характерных для традиционных азиатских деспотий: покорного и пассивного восприятия своей судьбы, которая программировалась в метрополии; восхваление своего рабского положения; агрессивное отношение к собственным духовным корням, что наиболее ярко проявлялось в массовом истреблении достопримечательностей истории и культуры (на Правобережье и Левобережье вследствие этого почти полностью исчезли достопримечательности украинского (казацкого) барокко); появление в психологии комплекса неполноценности, стыда за свое украинское происхождение и тому подобное.
На развесистых пространствах восточноевропейской Лесостепи и Степи украинская нация формировалось как древняя земледельческая. Невзирая на чрезвычайно сложную историю и вопреки ей, украинская нация выстояла, развилась и сохранилась благодаря своей духовной и материальной хлебопашеской культуре. Лишний раз подтвердился закон: кто владеет хлебом, тот владеет миром. Именно поэтому борьба за украинский хлеб была, с одной стороны, борьбой прежде всего украинцев за свое выживание, за свою землю, свою удельную культуру, а с другой, — жестокой борьбой против украинского народа, его культуры, за господство над украинской землей разного рода захожих. В этом историческом аспекте украинцы довели, что они являются государственным народом, государственной нацией.
По существу, украинская государственность никогда не перерывалась: она находилась в явной (Киевская Русь, Казацкое государство, Украинские государства 1917—1920 гг., самостоятельная Украина с 1991 г.) и скрытой форме (Литовско-русское государство, Гетьманщина, УССР) и тому подобное. Даже тогда, когда не существовало легитимных (узаконенных) украинских государств, страны-завоеватели не могли искоренить украинского государственнического духа и деятельности, которые время от времени взрывались в форме освободительных движений и войн.
Историко-географическая последовательность, своеобразная кочевка украинских государств и их возрождение на этнической территории Украины с духовно-политическим ядром — Киевом свидетельствуют лишь об одном: вопрос о современном существовании или несуществовании украинской нации и, конечно, ее государства являются надуманными.
Украинцы сделали чрезвычайно большой взнос в культуру и хозяйство наций-соседей, особенно российской и польской, начиная от летописца Нестора (автора "Повести временных лет"), религиозных и государственных деятелей империи (Феофан Прокопович, Петр Ратский), и заканчивая конструктором космических кораблей Сергеем Королевым. Россия черпала из Украины интеллектуальный потенциал для своего развития и самоутверждения. Интересно, что многие украинцы, "большие зодчие России", думали, что, крепя своим трудом империю, они прославляют Украину.
Огромной в несколько тысяч километров полосой от Слобожанщины и Доншини протянулась через всю Российскую империю вплоть до ее дальневосточных рубежей украинская земледельческая колония. Украинцы осваивали новые территории не путем военной экспансии, а мирной, прежде всего хлебопашеской, трудом. Земледельческая в своей основе материальная и духовная культура украинцев была чрезвычайно благоприятной базой внедрения христианства с его общечеловеческими морально-этическими ценностями добра, справедливости и любви. Украина стала ячейкой распространения христианства на востоке Европы, а Киев — настоящим "третьим Римом". Христианство органически вошло в душу и сознание народа как своя родная, национальная вера и обряд.