ЗаключениеСтраница 2
Чтобы выжить в сложных условиях государственного, экономического и духовного давления со стороны многих завоевателей, украинский народ испытал разные союзы — военные, политические, экономические и религиозные, чаще всего со своими непосредственными соседями. История подтверждает, что, во-первых, эти союзы никогда не были долговременными и они по большей части заканчивались подчинением Украины и потерей ею статуса равноправного партнера, во-вторых, лишь ориентация на собственные силы давала Украине возможность выстоять и не потерять своей идентичности. Последнее должно стать геополитическим императивом последующего цивилизационного развития Украины в европейском и мировом содружестве стран и народов.
Украина вступила в ряд межгосударственных экономических объединений, стала членом, в т.ч. ассоциируемых, международных структур. В частности, это касается ее участия в Сотрудничестве независимых государств, в котором доминирует Россия. Последняя навязывает в СНГ свою волю и защищает свои великодержавные интересы на всем пространстве прежнего Союза ССР. Она понимает, что главной антиимперской силой в СНГ является Украина. Поэтому делает все, чтоб привязать наше еще молодое государство к имперской колеснице, используя слабость украинской экономики и пятую колонну в лице обанкротившихся малороссов, украинской "великодержавників" и коммунистической номенклатуре, которая осталась при власти. Средством имперского давления на Украину стали дефицитны энергетические ресурсы, Черноморский военно-морской флот, Крым с Севастополем и тому подобное.
Но причины имперского отношения к Украине намного более глубоки. Оставшись без Украины, наш северный сосед теряет под собой духовную основу, исторические корни, право на владение древнерусским наследством. Разрушение исторического фундамента очень ударяет по псевдонациональному самолюбию не только политиков, но даже демократической интеллигенции. Об этом хорошо сказал российский писатель и публицист (кстати, украинец из Сумщины) Анатолий Стреляний: "Россия теперь единственная и, по-видимому, последняя страна, где в представлениях людей с вузовскими дипломами и учеными степенями уживается сознательное великодержавство с сознательным свободолюбцем".
В этих условиях Украине следует проводить более гибкую внешнюю политику, в первую очередь экономическую, которая должна базироваться прежде всего на принципе плюрализма партнерства. Это означает, что гарантами военной, экологической и экономической безопасности нашего государства должны стать не одна или две страны, например США или Россия, а система международных соглашений со многими государствами и в первую очередь собственный военно-политическо-экономический потенциал. Следовательно, вторым гемолитическим императивом, который обеспечит Украине выживание в современном мире, имеются партнерские отношения со всеми государствами и особенно соседями первого и второго порядков: странами Черноморского бассейна (Украина уже вступила в экономический союз с ними), странами Дунайского бассейна вплоть до Германии, Хорватии и Словении включительно; странами Вишгородского "четырехугольника", к которому входят Венгрия, Чехия, Словакия, Польша. В наше время особенное значение для развития Украины может иметь формирование Черноморско-балтийского сотрудничества государств.
Определенные гарантии самостоятельности Украины предоставляет ее присоединение к европейско-натовскому "Партнерству ради мира". Украина стала пятым его членом и первой среди стран прежней Российской империи.
В будущем большое значение будет иметь интеграция Украины в Европу. В этом направлении особенно важным является подготовка в марте 1994 г., а позже и подписание соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной, Европейским Союзом и его странами-членами. Таким образом, Украина первой среди государств СНГ сделала важный шаг в становлении договорно-правовой основы сотрудничества с ЕС. Подготовленный в столице Бельгии и одновременно столице Европейского Союза — Брюсселе и подписан 14 июня 1994 г. в Люксембурге договор — стал основой равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной сферах.