Железнодорожный транспортСтраница 1
Железнодорожный транспорт является важнейшей составной частью транспортной инфраструктуры Сахалинской области. Сахалинская железнодорожная сеть по восточному побережью протянулась от г.Корсакова до районного центра п. Ноглики, а на юго-западе - от г. Холмска до п. Ильинск, соединяющаяся с восточным побережьем линией Ильинск - Арсентьевка. На севере острова эксплуатируется ведомственная железная дорога компании "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", соединяющая поселок Ноглики с городом Охой.Эксплуатационная длина главного пути составляет 805 км, подъездных путей - 177 км. Особенностью островной железной дороги является узкая колея - 1067 мм, которая обуславливает относительную изолированность Сахалинской железной дороги от общей сети железных дорог России. Железные дороги острова Сахалин соединены с железнодорожно сетью России 267-километровой морской железнодорожной паромной переправой Ванино - Холмск, на которой курсируют 4 парома.На Сахалинской железной дороге работает около 4,8 тыс. человек, действует более 30 железнодорожных станций, парк тепловозов составляет 100 единиц, рабочий парк грузовых и пассажирских вагонов - 566 и 81 единиц соответственно. За год железнодорожный транспорт перевозит свыше 3 млн. тонн груза, в силу географического положения и климатических условий на его долю приходится 26,2% общего объема грузовых перевозок. В структуре железнодорожных перевозок ведущее место занимает перевозка угля для нужд энергетического комплекса Сахалинской области, которая составляет до 50% всех объемов грузов.Пассажирские перевозки осуществляются по направлениям: Южно - Сахалинск - Арсентьевка - Томари, Южно-Сахалинск - Тымовск - Ноглики, а также в пригородном сообщении. В общем объеме перевозок пассажиров железнодорожный транспорт занимает немногим более 2%.
По сравнению с соответствующим периодом объем перевозки груза снизился на 7,9% и составил 3,6 млн. тонн. Снижение объема перевозок железнодорожным транспортом связано со значительным снижением перевозок строительных материалов (на 279,3 тыс.тонн), необходимых для работ, связанных с реализацией шельфовых проектов, а так же с переустройством железной дороги на общесетевую ширину колеи.
В 2007 году Сахалинской железной дорогой в территориальный бюджет перечислено 530 млн. рублей, что составляет 101,8% к уровню 2006 года. По всем источникам финансирования ОАО «РЖД» в 2007 году освоено 1,8 млрд. рублей.
За 2007 год, по переустройству Сахалинской железной дороги на общесетевую ширину колеи освоено 1778,2 млн. рублей. Переустроено на широкую колею 50 км трёхниточного пути на участке Победино – Палево, Корсаков - Христофоровка и заменено 60 км. безстыкового пути. В рамках проекта продолжаются работы на 10 объектах железнодорожной магистрали (реконструкция мостов, обход оползневых участков).
Всего с начала реализации проекта освоено 7426 млн. рублей, переустроено на широкую колею 168 км. пути.
В областном центре открыт зал повышенной комфортности на 40 посадочных мест и сервис-центр с билетной кассой.
Введена автоматизированная система централизованного оформления перевозочных документов «Этран», обеспечивающая безбумажный документооборот в режиме реального времени.
Завершена прокладка по дну Татарского пролива оптико – волоконного кабеля между Сахалином и материком, позволившего включить Сахалинскую железную дорогу в единую цифровую сеть ОАО «РЖД».
Завершена реконструкция последнего тоннеля на Сахалинской железной дороге под общесетевой стандарт колеи 1520 мм.
В рамках программы обновления подвижного состава введены в строй 4 новых пассажирских вагона.
Капитально отремонтировано и реконструировано 10 пассажирских посадочных платформ на железнодорожных станциях.
Осуществляются проектные работы по «Обоснованию инвестиций в строительство железнодорожной линии материк – о. Сахалин с тоннельным (мостовым) переходом через пролив Невельского и развития (модернизации) железнодорожной сети на о. Сахалин».
Тоннельно – мостовой переход «Сахалин - материк».
Проект строительства тоннельно-мостового перехода «Сахалин - материк» включен в концепцию стратегии социально-экономического развития России до 2020 года.