Социальная культураСтраница 3
Большая живучесть кастовой системы особенно ощущается в деревнях, где ещё соблюдаются многие кастовые предписания и законы, в том числе и такие, как уже исчезающий у других народов современной Индии обычай наследования профессии отца. Правда, это вызвано скорее жизненной необходимостью, экономической потребностью, нежели какими-либо строгими кастовыми законами. Но если в семье деревенского цирюльника или прачки имеется несколько сыновей, то только один или два продолжают заниматься профессией своего отца, а остальные обычно отправляются в город и там занимаются любым трудом.
Основные касты ория – брахманы, кхандаит, гаура, гхаса, колта, каран.
Самая крупная каста ория – кхандаит (в 1931 году она насчитывала свыше 1 миллиона человек) делится на две подкасты: в одну входят земледельцы, в другую входят деревенские стражи, охрана. Первая подкаста преобладает в касте и занимает вообще высокое общественное положение, почти равное «дваждырождённым» раджпутам. Особенно много представителей этой касты в округе Каттак, где они составляют примерно 25% населения штата.
Из других земледельческих каст ория следует отметить немногочисленную, но занимающую высокое положение относительно процветающую касту колта, владеющую лучшими землями, главным образом на границе Ориссы и Бихара. Третья земледельческая каста – гхаса, иногда называемая махишья.
Почти равное с земледельцами общественное положение занимают пастушеские касты, известные в Индии под общим названием гаола. В Ориссе эта каста носит название гаура. Члены её в настоящее время по существу являются такими же земледельцами, как и представители земледельческих каст.
Процент так называемых «угнетённых» каст (значит «неприкасаемых») в Ориссе несколько ниже, чем в среднем по всей Индии. По данным переписи 1951 года, они составляли около 15 % населения штата.
В прибрежных округах Ориссы имеется небольшая община чамаров, которая сейчас занимаются плетением корзин и добычей пальмового сока, хотя их традиционным занятием считается обработка кожи, производство и починка обуви.
Среди «низших» каст ория, как и повсюду в Индии, наблюдается стремление к повышению своего социального положения в обществе путём перехода в «высшую» касту. Осуществляется это различными способами. Один из них – браки с членами более «высокой» касты или подкасты, что возможно лишь для людей со средствами. Так, например, в Пури имеют место случаи заключения браков между членами касты гхаса и более «высокой» кастой кхандаит, а кхандаит, в свою очередь, с более «высокой» кастой – каран.
Брахманов в Ориссе очень много, и они пользуются большим влиянием. Считается, что орисские брахманы принадлежат к северной ветви. Они имеют ещё одно название – уткала. Особенно много брахманов в трёх прибрежных округах – Каттаке, Баласоре и Пури. В Баласоре, например, 10% населения имеют брахманское происхождение.
Орисская каста каран – ветвь большой касты профессиональных писцов каястха, распространенной по всей северной Индии и особенно многочисленной в нижней Бенгалии. Каста эта, относительно поздняя по происхождению, занимает высокое место в системе кастовой иерархии, члены её считаются «дваждырождёнными».