Экономическое развитие германских городов Берлина и БранденбургаСтраница 4
Основное место в экспорте занимают черные металлы и изделия из них (28%), автомобили (10%), продовольствие (8%), изделия из бумаги (7%), электротехнические изделия (4%).
В импорте преобладают машины и оборудование, а также российская нефть.
Главными торговыми партнерами земли Бранденбург в 1997 году были: Россия – 31,5%, Франция – 10,1%, Польша – 9,91%, Нидерланды – 7,7%. Рост поставок нефти и особенно цен на этот товар обусловили существенное, на 40%, увеличение товарооборота между РФ и землей Бранденбург. В 1996-97 гг. доля России во внешней торговле этой земли достигла более 30%.
Импорт России из Бранденбурга sa последние 3 года снизился в 2,4 раза. В российских закупках в Бранденбурге преобладают готовые товары (80,8%), заметна роль продовольствия (13,1%), доля полуфабрикатов невелика (5,9%), а закупка сырья почти отсутствует (0,3%). Положительное сальдо нашей страны с этой федеральной землей выросло до 1,2 млрд. марок. На Бранденбург приходится значительная доля положительного сальдо торгового баланса России с ФРГ в целом.
Велика доля земли Бранденбург в общем товарообороте России с НФЗ. Так, в 1997 году на эту землю пришлось более 41% российской торговли со всеми восточногерманскими землями.
Земля Бранденбург играет ключевую роль в системе нефте- и газопоставок из России в Западную Европу. С реализацией проектов поставок ямальского газа роль этой земли возрастает еще больше. В структуре поставок из России в Бранденбург резко преобладает топливно-сырьевые товары (почти 90%) и полуфабрикаты (9%). Доля готовой продукции крайне незначительна (1%). Подобная ситуация требует безотлагательных усилий как с одной, так и с другой стороны по выработке новых концепций взаимовыгодного и перспективного экономического сотрудничества, включая развитие производственной кооперации. При этом стороны должны рассматривать друг друга как равноправные партнеры, способные к плодотворному сотрудничеству. Необходимо создание политических и экономических условий, чтобы немецкая сторона перестала бы видеть в России лишь рынок сбыта готовой продукции и источник энергоносителей и сырья.
Снижение импорта РФ из Бранденбурга в 90-е годы вызывает соответствующую реакцию в деловых кругах этой земли. Они понимают, что ситуация с большим дисбалансом и однобокостью в структуре экспорта и импорта не может оставаться вечной. Она опасна в своей неопределенности не только для России, но в известной степени и для экономики земли Бранденбург. Многие оценивают нынешнюю структуру экономических взаимоотношений как бесперспективную. С другой стороны, многие предприниматели земли Бранденбург понимают, что в ситуации спада промышленного производства в НФЗ, высочайшим за всю послевоенную истории Германии уровнем безработицы, полагаться только на помощь и сотрудничество с новым «старшим братом» (западными федеральными землями), а также другими странами ЕС является непозволительной роскошью и потерей времени.
Наиболее быстрым и эффективным путем разрешения сложившейся ситуации может и должна стать широкомасштабная экономическая кооперация с Россией. При этом здесь нет необходимости все начинать «с нуля». Необходимо формирование в среде чиновников и частных предпринимателей мысли о необходимости восстановления утраченных позиций во взаимовыгодных и, в свое время, достаточно объемных совместных проектах, в налаживании прерванных связей между российскими и немецкими предприятиями и организациями. Представители среднего и мелкого бизнеса с обеих сторон в наибольшей степени заинтересованы в развитии многостороннего сотрудничества, в том числе и на региональном уровне.
Строительство жилья для военнослужащих на территории России. С 1993 года фирмой «Бук Инпар» (г. Пинов) осуществляется проект поставки в Россию контейнерных жилых объектов через компанию «Конверсия-жилье» с использованием немецких кредитов. Премьер-министр земли Бранденбург М. Штольпе в 1996 году выступил с инициативой продолжения этой программы в 1998-2001 гг. Он заявил о готовности предоставить в этой связи новый кредит в размере до 600 млн. марок. В октябре 1996 года в Москве было подписано соглашение, согласно которому строительные фирмы Бранденбурга поставят в Россию товары и услуги на сумму 150 млн. марок в год. Всего запланировано строительство 4 тыс. квартир.
Проект самолета Ту-134 на 100 пассажиров с двигателями «БМВ/Роллс-Ройс». Россия и Украина значительно опережают западные фирмы «Боинг», «Аэробус» и «Макдонелл-Дуглас» в разработке самолета данного класса. Сейчас на этом самолете используются двигатели запорожского авиазавода. Со своей стороны «БМВ/Роллс-Ройс» предлагает двигатель собственной конструкции БР-710, полагая, что это откроет хорошие возможности для сбыта такого самолета на мировом рынке. В этой связи правительство земли Бранденбург предпринимает усилия с целью получения политической поддержки проекта и государственных гарантий со стороны правительства России.