ФинансыСтраница 6
Наиболее распространенный рецепт, который предлагают австралийские экономисты для оздоровления народного хозяйства, заключается в отмене тарифных и нетарифных ограничений и в прекращении тем самым помощи неэффективным предприятиям. Предполагается, что это приведет к исчезновению последних и расчистит место для экономичных, ориентированных на экспорт компаний. Иными словами, отмена таможенных ограничений приведет, по их мнению, в действие стихийный рыночный механизм, благодаря которому произойдет структурная реорганизация промышленности.
Наиболее крупное сокращение таможенных тарифов за всю историю Австралии (на 25%) осуществило в 1973 г. лейбористское правительство Э. Уитлема. Эта мера способствовала резкому сокращению занятости, особенно в текстильной, швейной, обувной, автомобильной и электротехнической промышленности. Чтобы затормозить процесс сокращения рабочих мест, лейбористы в конце своего пребывания у власти были вынуждены усилить протекционизм, на сей раз с помощью нетарифных ограничений.
Пришедшее на смену правительство консервативных партий, возглавлявшееся М. Фрейзером, а также новое правительство лейбористов Р. Хоука на словах придерживались принципа свободы торговли и отмены таможенных барьеров, но на практике и то и другое опасались радикальной либерализации. Снижение таможенных барьеров при сохраняющемся высоком уровне безработицы повлекло бы за собой слишком опасные социальные последствия. Уровень таможенной защиты в Австралии остается в среднем в 2 раза более высоким, чем в странах ОЭСР.
Правящие круги страны признают необходимость интенсификации НИОКР, развития наукоемких отраслей. Некоторые шаги в данном направлении были предприняты. Среди них - укрепление связи университетов и Организации научных и промышленных исследований Австралийского Союза (КСИРО) с промышленностью, создание специального подразделения этой организации, занимающегося разработкой промышленной технологии, увеличение расходов на профессиональную подготовку и переподготовку. Но этого недостаточно, чтобы приостановить упадок обрабатывающей промышленности, способствовать развитию ее новейших отраслей и укреплению национальной экономики в целом. Тем более что государственные расходы на НИОКР в реальном выражении (с учетом инфляции) сокращаются.
В целом проводимые правительством мероприятия не оказывают глубокого воздействия на экономику. Фактически национальная промышленная стратегия, которая подкреплялась бы финансовыми ресурсами и организационными мероприятиями, отсутствует.
Таким образом, в предостережениях типа того, что Австралия превращается в "банановую республику", что ее ждут тяжелые времена, содержится определенная доля истины. Конечно, пока ухудшение позиций Австралии в мировой экономике носит в целом относительный характер. Такой же характер в общем имеет и снижение жизненного уровня австралийцев. Все внешние атрибуты благополучия по-прежнему сохраняются. Однако отнюдь не исключено, что, если в экономике не произойдет радикальных перемен, в первую очередь, если не будет коренным образом повышен уровень отраслей обрабатывающей промышленности, болезни австралийской экономики будут прогрессировать.