Сравнительная характеристика Восточно-Сибирского и Дальневосточного
экономических районовСтраница 1
Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского экономического района.
Площадь ~ 7,2 млн. км².
Состав Восточно-Сибирского экономического района: Бурятия, Тува (Тыва) и Хакасия. Красноярский край, в т.ч. Таймырский (или Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, Иркутская область, в т.ч. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Читинская область, в т.ч. Агинский Бурятский автономный округ.
Природные условия и ресурсы: тысяча километровые многоводные реки, бескрайняя тайга, горы и плоскогорья, низменные равнины тундры - такова разнообразная природа Восточной Сибири. Территория района - 4,1 млн. км2. Климат - резко-континентальный, с большими амплитудами колебания температуры (очень холодная зима и жаркое лето). Почти четверть территории лежит за Полярным кругом. Природные зоны сменяются в широтном направлении последовательно: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга (большая часть территории), на юге - встречаются участки лесостепей и степей. По запасам леса район занимает первое место в стране (лесоизбыточный).
Особенности геологической структуры (сочетание древних и более молодых горных пород) обусловливают разнообразие полезных ископаемых. Верхний ярус, представлен осадочными горными породами. С ними связано образование крупнейшего в Сибири каменноугольного бассейна - Тунгусского. К осадочным породам прогибов на окраинах Сибирской платформы приурочены запасы бурого угля Канско-Ачинского и Ленского бассейнов. А с докембрийскими породами нижнего яруса Сибирской платформы связано образование Ангаро-Илимского и других крупных месторождений железной руды и золота. Крупное месторождение нефти открыто в среднем течении реки Подкаменная Тунгусска (Эвенкия).
Восточная Сибирь обладает огромными запасами различных полезных ископаемых (уголь, медно-никелевые и полиметаллические руды, золото, слюда, графит). Условия разработки их чрезвычайно трудны из-за сурового климата и многолетней мерзлоты, мощность которой превышает местами 1000 м, и которая распространена практически на территории всего района. В Восточной Сибири находится озеро Байкал - уникальный природный объект, который содержит около 1/5 мировых запасов пресной воды. Это самое глубокое озеро в мире. Огромны гидроэнергоресурсы Восточной Сибири. Самая полноводная река - Енисей. Крупнейшие ГЭС страны (Красноярская, Саяно-Шушенская, Братская и другие) построены на этой реке и на одном из ее притоков - Ангаре.
Население живет на Юге, в основном в полосе, прилегающей к Транссибирской железной дороге, у линии Байкало- Амурской Магистрали и у озера Байкал. Заселенность Предбайкалья выше, чем Забайкалья. Большая часть населения сосредоточена в Красноярском крае и Иркутской области. На огромных пространствах тундры и тайги население редкое, размещено "очагами" - по долинам рек и в межгорных котловинах.
Большинство населения - русские. Кроме них живут буряты, тувинцы, хакасы, на севере - ненцы и эвенки (в основном проживающие в своих национально-территориальных образований - в республиках и автономных округах). Преобладает городское население (71 %), т. к. большая часть территорий из-за природных условий неблагоприятна для проживания и развития сельского хозяйства. Наиболее крупные города – Красноярск, Иркутск, Чита и Улан-Удэ.
Отраслями специализации хозяйства Восточной Сибири являются электро-энергетика, цветная металлургия, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность.
Восточная Сибирь выделяется и крупнейшими в стране ГЭС, построенными на Енисее (Красноярская и Саяно-Шушенская мощностью свыше 6 млн. кВт) и на Ангаре (Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская).
Большие запасы леса способствуют развитию лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Лесозаготовки ведутся в бассейнах Енисея и Ангары. По Енисею лес транспортируют к океану и далее - по Северному морскому пути, а также - к Транссибирской железной дороге и Байкало-Амурской Магистрали для отправки по ним леса в другие районы страны.
Разработка природных богатств, развитие промышленности сдерживаются малоразвитой транспортной сетью. Обеспеченность транспортной сетью – одна из самых низких в стране. Лишь на Юге Восточной Сибири проходит Транссибирская магистраль, проложенная еще на рубеже XIX и ХХвв. (Челябинск-Новосибирск-Красноярск-Иркутск-Улан-Удэ-Чита-Владивосток). В 80-е годы была построена БАМ (общая ее протяженность - более 3 тыс. км). Магистраль берет начало от Усть-Кута (город в верхнем течении Лены), подходит к северной оконечности Байкала (Северобайкальск), преодолевает горные хребты Забайкалья через пробитые в скалах тоннели и заканчивается в Комсомольско-на- Амуре. Магистраль вместе с ранее построенными западным (Тайшет-Братск-Усть-Кут) и восточным участком (Комсомольск-на-Амуре-Ванино) образует второй, более короткий по сравнению с Транссибом, путь к Тихому океану. [7]