Первые железные дороги РоссииСтраница 1
Первые железные дороги в России строились для транспортного обслуживания промышленных предприятий, т.е. имели местное значение. Во второй половине XVII века для перевозки сырья на рудничных карьерах сооружались лежневые дороги, по которым ходили деревянные вагонетки.
В XVIII веке в России для движения вагонеток на заводских путях применялась механическая тяга, хотя, в основном, их перемещение производилось вручную или конной тягой.
В 60-е годы 18 века механик Фролов К.Д. построил на рудниках Колывано-Воскресенских заводов (на Алтае) лежневые дороги, тележки, по которым перемещались с помощью привода от водяного колеса. В 1788 г. механик Ярцев А.С. на Александровском заводе в Петрозаводске соорудил «колейную» дорогу, которая имела уголковые рельсы с металлическими поперечинами. Звенья шириной колеи 800 мм были уложены на 170-метровом участке. Тележки по дороге передвигались вручную.
В 1806–1809 гг. сын механика Фролова К.Д. горный инженер Фролов П.К. между Змеиногорским рудником и одним из Колывано-Воскресенских заводов построил дорогу с чугунными рельсами, тележки по которым передвигались конной тягой. Фроловская чугунная дорога, протяжённостью 2 км, имела две выемки глубиной до 5 м, деревянный виадук длиной 350 м, виадук длиной 34 м, арочный мост через реку высотой более 10 м на 20 каменных опорах. Пролёты моста были перекрыты 13-метровыми деревянными арками. В основании забивались два ряда свай; на них укреплялись поперечины, на которые укладывались чугунные рельсы своеобразной конструкции. Дорога имела ширину колеи 1067 мм, длина рельсовых путей составляла 1,8 м. Тележки передвигались конной тягой.
В 30-е годы XIX века отец и сын Черепановы Е.А. и М.Е. на Нижнетагильском заводе построили железную дорогу с паровой тягой. В 1833 г. Черепановы преступили к постройке паровоза. После проведения испытаний паровоза приступили к прокладке чугунной дороги, длиной 3,5 км. В августе 1834 г. паровоз Черепановых был пущен по этой линии, которая стала называться Тагильской железной дорогой.
В марте 1835 г. Черепановы построили второй паровоз. Это был более мощный локомотив, который водил поезда массой 16–18 тонн. Паровоз Черепановых возил вагоны с рудой и углём. Железная дорога Нижнетагильского завода была первой промышленной железнодорожной линией России. Модель Черепановского паровоза хранится в музее Санкт – Петербуржского института инженеров железнодорожного транспорта. По неизвестным причинам строительство паровозов не было продолжено.
6 января 1835 года сын известного строителя железных дорог Австро-Венгерской империи инженера – директора университета математических и технических наук в Праге фон Герстнера Ф.А. Герстнер, работающий на Уральских железнодорожных заводах, обратился к царскому правительству с предложением разрешить ему строительство железных дорог в России.
Понимая важность и необходимость строительства железных дорог в России, правительство образовало Комитет по устройству железных дорог. Комитет одобрительно отнёсся к предложению о развитии железных дорог в России, для решения вопросов о выдаче привилегий Герстнеру образовал комиссию.
Особая комиссия, назначенная комитетом, отклонила предложения Герстнера, но он настойчиво добивался разрешения строить дороги. 9 марта 1835 года Герстнер вновь обратился к правительству с предложением построить железную дорогу от Петербурга до Царского села, Павловска и Колпина, для чего разрешить учредить компанию по постройке дороги с основным капиталом 3 млн. рублей.
Он предлагал перевозить пассажиров паровой тягой. Каждый такой поезд с паровой тягой должен был проходить расстояние от Петербурга до Царского села (25,5 версты) за 40 минут и перевозить 200–300 пассажиров. Конной тягой это расстояние покрывалось бы за 1 час.